Дошкольный возраст — это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.
Современная система образования в России, как известно, ориентирована на развитие личности человека. В «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» № 196 от 19 марта 2001г. поставлены задачи воспитания и обучения в ДОУ, одна из них - приобщать к общечеловеческим ценностям.
Ценность это любой объект, имеющий жизненно важное значение для субъекта.
В системе общечеловеческих ценностей одно из высших человеческих чувств это любовь, любовь к родному дому. Родной дом — это сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребенок родился и растет; атмосферу домашнего очага, определяемую прежде всего семейными традициями; дом, где он живет; близких друзей, родственников и др.
Воспитывать любовь и уважение к родному дому, семье следует с дошкольного детства. Однако некоторые родители не знают, как создать тепло и уют в собственном доме, как донести до ребенка чувство любви и привязанности к нему; другие считают, что любовь к дому, семье — врожденное чувство и никаких усилий по его развитию не требуется. Поэтому на помощь родителям должны прийти педагоги, которые на практике сталкиваются с противоречием между необходимостью формирования у дошкольников положительно насыщенного образа родного дома, семьи в условиях ДОУ с одной стороны, и недостаточной разработанностью соответствующих методик — с другой.
Отечественных и зарубежных учёных и философов таких как, В. Ашиков, Аристотель, И. Баховен, Э. Вестермак, Гегель, Геродот, И. Кант, М. Люггер, Дж.Ф. Мак-Леннан, Л. Морган, Г.Мен, Платон, Ж.Ж. Руссо, С. Соловейчик, Ф. Энгельс и многих других привлекала проблема формирования отношения к семье как биосоциальной структуре общества.
Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что проблема формирование отношения к семье как биосоциальной структуре общества у детей младшего дошкольного возраста является актуальной и мало изученной.
Кризисные явления в социально - экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных.
Этот процесс, что закономерно, коснулся и такого важного структурного элемента общества, как институт семьи. Все больше представителей молодого поколения отдают предпочтение альтернативным формам брачно-семейных отношений.
М. Осорина отмечает: то, что раньше было священным, полным мировоззренческого смысла, символически значимым для членов семьи, сейчас потеряло свою смысловую высоту, опустилось до уровня бытовых явлений. Из семейного быта исчезают понятия «родной дом», «священные
места и предметы в нем». Они подменяются лжеценностями – дорогими вещами и украшениями интерьера, Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции.
З. Матейчек считает, что если дома на ребенка не хватает времени и «дежурства нянь» при нем постоянно чередуются, а родители сами еще незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного очага у такого ребенка вряд ли появится.
Анализ образовательных программ по обучению и воспитанию дошкольников позволил определить задачи формирования отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников, а также выявить уровни сформированности отношения к семье как биосоциальной структуре общества.
Для формирования отношения к семье как биосоциальной структуре общества методистами рекомендуется использовать следующие методы: беседы разного характера, чтение художественной литературы, наблюдения, организацию воспитывающей среды. Таким образом, данная проблема актуальна, но в тоже время мало изучена.
Целью данной работы является разработка системы занятий, направленных на формирование отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников.
Объектом исследования является отношение к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников.
Предметом исследования является процесс формирование отношение к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников в педпроцессе.
Гипотеза: предполагается, что формирование у младших дошкольников отношения к семье как биосоциальной структуре общества будет эффективным при условии разработки и проведения системы мероприятий.
В ходе работы были выделены следующие задачи.
1) Теоретически обосновать проблему формирования отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников;
2) выявить уровень сформированности отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников;
3) разработать занятия и игры направленные на формирование отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников.
В процессе проведения данной работы использовались следующие методы:
1) анализ психолого-педагогической литературы;
2) беседы с воспитателями и детьми;
3) анализ продуктов деятельности детей;
4) психолого-педагогический эксперимент;
5) количественная и качественная обработка результатов.
Информация по теме:
Создание эколого-развивающей среды – ведущий метод экологического
воспитания дошкольников
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Одним из важных ...
Образовательный стандарт начального общего образования по физической
культуре
Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности; – развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков; формирова ...
Семинарское занятие в
проблемном обучении
Семинарские занятия рассматриваются как средство повышения познавательной активности учащихся. Они дают возможность коллективно рассмотреть те или иные вопросы, обсудить возникающие проблемы, глубже понять изучаемую тему. Семинары полезны еще и тем, что каждый может высказать свое мнение, если потр ...