Семинарское занятие в проблемном обучении

Страница 3

- описание способов актуализации у учащихся знаний, необходимых для участия в решении проблемы;

- введение в проблему на основе актуализированных у обучаемых знаний и формулировку проблемы;

- формулировку заключительного вывода — итога правильного решения проблемы;

- формулировку подпроблем, решение которых обеспечивает решение проблемы в целом;

- формулировку промежуточных выводов, содержащих ответы на подпроблемы;

- формулировку проблемных вопросов, правильные ответы на которые обеспечивают решение подпроблем.

В начале семинарского занятия преподаватель, используя подготовленные вопросы или задания, организует актуализацию у обучаемых знаний, необходимых им для активного участия в семинаре. Актуализация знаний проводится теми же способами, что и на семинаре по углублению и расширению знаний. После этого, опираясь на актуализированные знания, преподаватель вводит учащихся в проблему, которая будет решаться на занятии, и формулирует ее.

Для того чтобы с самого начала обеспечить усвоение поставленной проблемы учащимся, следует после постановки проблемы организовать попытки ее решения. Организуя эти попытки, преподаватель анализирует и совместно с учащимися обсуждает предлагаемые решения, выявляет возникающие у них затруднения. В результате первых попыток решить проблему учащиеся должны осознать, что ее решение «с ходу» невозможно. Этот момент— проблемная ситуация — выступает для них внутренним психологическим обоснованием необходимости дальнейшего развернутого поиска способов решения проблем.

При подготовке к проведению семинарского занятия этого типа преподаватель изучает принципы, специфику и методику выполнения той работы, на материале которой будут обучаться учащиеся, выявляет критерии успешности как работы в целом, так и отдельных действий, приводящих к требуемому результату.

Формирование умений самоорганизации деятельности предполагает выполнение учащимися цикла последовательных блоков действий, к которым относятся:

выполнение определенного вида учебной работы (конспектирование, реферирование и др.) на заданном учебном материале;

оценка результата выполненной работы путем сопоставления с образцом и критериями успешности результата деятельности;

ознакомление с методикой эффективного выполнения работы данного вида;

анализ и оценка использования способов выполнения работы путем выявления их соответствия методике;

составление плана выполнения работы на новом материале;

выполнение работы по намеченному плану, выявление возникающих затруднений, анализ их причин и поиск способов преодоления;

анализ и оценка результата выполненной работы по критериям успешности деятельности;

постановка задач по дальнейшему совершенствованию способов собственной работы.

При подготовке к семинару этого вида учащиеся по заданию преподавателя самостоятельно выполняют определенный вид учебной работы (например, конспектирование) на конкретном материале небольшого объема и представляют ее результат на семинаре.

Начиная семинар, преподаватель знакомит учащихся с целью и задачами занятия. После этого он предъявляет учащимся заранее подготовленный образец выполнения задания и организует его сопоставление с результатами, полученными учащимися. Сопоставляя образец с результатами своей работы, учащиеся получают возможность наглядно убедиться в их различии, что ведет к осознанию необходимости совершенствования своих умений. Чтобы придать оценке результата выполненной работы конкретность, учащихся подводят к осознанию тех критериев, которым отвечает представленный образец. Учащиеся убеждаются в том, что результат выполнения предложенной им работы определяется его соответствием системе определенных критериев.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения физической культуры ученик должен знать: – способы и последовательность выполнения гигиенических и закаливающих процедур; – правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности; В результате изучения физической культуры ученик должен уметь: – применять разнообразны ...

Продуктивные методы обучения
Для простого процесса обучения характерно наличие начальных условий, промежуточных результатов или задачи путей их достижения (решения) и конечного результата. Под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за рассматриваемый период, а под начальными условиями – текущее состоян ...

Математические основы изучения табличного умножения и соответствующих случаев деления
Умножение - арифметическое действие. Обозначается точкой "." или знаком "х" (в буквенном исчислении знаки умножения опускаются). Умножение целых положительных чисел (натуральных чисел) есть действие, позволяющее по двум числам а (множимому) и b (множителю) найти третье число ab ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru