Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи

Педагогика » Информационные технологии в обучении детей с нарушениями речи » Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи

Страница 5

Логопедические и дефектологические занятия современного уровня с детьми младшего возраста немыслимы без компьютерных игр.

В ходе теоретических исследований и практических занятий в логопедических группах детского сада разработана программно-методическая система коррекции и развития речи, основанная на использовании развивающих и обучающих компьютерных программ “КИД/Малыш” Ассоциации “Компьютер и детство”.

У детей с тяжелыми дефектами речевого развития нарушаются все компоненты языковой системы: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй - при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Наряду с речевыми особенностями для них характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания, памяти, логического мышления. Такой ребенок с трудом восстанавливает расположение 4-5 предметов после перестановки, не замечает неточностей в рисунке, не всегда выделяет предмет или слово по заданному признаку.

Нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивает произвольную деятельность. У детей возникают трудности при классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Их суждения бедны, примитивны, логически не всегда связаны друг с другом. Практически у всех детей наблюдаются те или иные отклонения в неврологической сфере, что проявляется в различных двигательных нарушениях, заторможенности или, наоборот, гипервозбудимости; отмечаются черты эмоциональной незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Именно поэтому целью занятий в компьютерно-игровом комплексе является не только приобретение новых и закрепление полученных знаний, но и раскрепощение детей, активизация их деятельности, т.к. известно, что для детей с речевыми нарушениями характерна неуверенность, медлительность, несамостоятельность, у таких детей нарушена познавательная деятельность. Подбор компьютерных игр осуществляется в соответствии с программой, разделами коррекционной работы и с учетом тематического планирования. Каждая игра должна быть предварительно просмотрена логопедом и воспитателями. Каждому ребенку рекомендуется тот или иной вариант игры в зависимости от его речевых и индивидуальных особенностей. Занятия проводятся таким образом, чтобы дети поиграли, подвигались, помогли друг другу, чтобы чувствовали себя свободно. Достижению этих целей должно способствовать оснащение и оформление компьютерно-игрового комплекса: это и природная зона, и зона театральной деятельности, и зона для конструирования из различных видов конструкторов, и средообразующие мягкие модули, и кубы-вкладыши, и комната релаксации, а также систематичность занятий (не реже двух раз в неделю).

Если для детей с нормальным речевым развитием компьютерные игры могут быть использованы без определенной системы и в зависимости от интересов ребенка, могут применяться без предварительной работы и специальной подготовки, то для детей с речевой патологией необходима специальная система предварительной работы. При этом, как показывает наш опыт, эффект применения логопедических методик очень высок.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников. Оптимальному решению данных задач способствуют специализированные компьютерные игры, такие как: «Игры для Тигры», «Солнечный замок», логопедический тренажёр «Дэльфа – 141», «Малыш» и др.

Современные технические устройства, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация по теме:

Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии личности
Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Подробнее остановимся на понятии «духовное». Сложно дать исчерпывающее понимание термина «духовное». Вероятно, духовное есть движение к высшему, к нравственности. Духовное ...

Анализ опыта работы школы по введению современной методики духовно-нравственного воспитания младших школьников
После целенаправленной проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию (на экспериментальную работу было затрачено 12 часов) в общеобразовательной средней школе №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области, мы провели такой же опрос младших школьников. Объяснили все понятия 24 человек. Учащих ...

Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость
1. Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru