Специализированная логопедическая программа "Солнечный замок" адресована прежде всего специалистам - логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии квалифицированного консультирования. В компьютерной логопедической программе "Солнечный замок" реализованы следующие принципы:
принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений. Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный, слуховой, тактильный контроль над результатами деятельности ребенка.
принцип комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Способствует коррекции основных речевых нарушений: фонематического слуха; формирование фонематического восприятия; обратных речевых кинестезий; мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором - мышь, специальной клавиатурой); слуховое и зрительное восприятие; внимание; памяти.
принцип дифференцированного подхода к обучению детей с речевыми нарушениями. Программа "Солнечный замок" предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню развития ребенка в зоне ближайшего развития. Упражнения программы содержат задания возрастной сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно - образовательной программой.
принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. В программе "Солнечный замок" результаты деятельности ребенка представлены как звуковое и визуальное действие, исключающее субъективную оценку. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме - если задание выполнено верно, или звуковой комментарий указывает на неправильное выполнение задания. По усмотрению логопеда события могут озвучиваться голосовыми сообщениями (молодец, правильно, попробуй еще) или же звуковыми эффектами (фанфары, детский смех).
Компьютерная программа "Солнечный замок" предназначена для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Работа с данной программой происходит при первостепенной роли учителя - логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок.
Компьютерная логопедическая программа проста в управлении. Имеет интуитивно понятный интерфейс, упрощенный до элементарного, что не требует никаких навыков работы с программным обеспечением. Управление происходит при помощи основной клавиатуры, компьютерной мыши и (при наличии) специальной клавиатуры (аппаратная часть), причем компьютеры, оборудованные touch screen и touch pad (любые другие цели указатели) могут использовать это устройство ввода. Все вышеперечисленные типы устройств - ввода работают с программой одновременно. В программу сознательно не введен действующий персонаж, поскольку программа ориентированна на связку логопед - ребенок, а компьютер выполняет роль средства обучения. По нашему глубокому убеждению ни один компьютер не должен заменять прямого общения, а все нюансы возникающие в процессе обучения ребенка ни одна компьютерная программа предусмотреть не может.
В логопедической программе "Солнечный замок" выделены категории объектов сгруппированные по следующим признакам:
cкотный двор - домашние животные и птицы;
зал охотника - обитатели леса;
башня мастеров – строительные и хозяйственные инструменты;
мост музыкантов - музыкальные инструменты;
башня механика - наземный, водный и воздушный транспорт;
башня Хранителя - в этой категории представлены трехмерные модели всего перечисленного включая бытовую технику.
Звуковое устройство воспроизводит реальный звук объекта, подобного реализма невозможно добиться без применения технических средств.
Логопедический тренажер "Дэльфа-141"
В 1995-96 гг. в серию был выпущен Логопедический тренажер "Дэльфа-141" Помимо упражнений на коррекцию произношения, программа включала в себя модуль подготовки детей к пользованию компьютером, изучение клавиатуры, микрофона и мыши, а также упражнения на дифференциацию в письменной речи парных глухих и звонких согласных. В условиях дефицита специализированных программ для специального образования упражнения Логопедического тренажера часто использовались практиками не только по прямому назначению, но и для решения сходных педагогических задач. Так, упражнение "Воздушный шар" применялось для автоматизации навыка узнавания буквы, упражнение "Перекресток" — для развития пространственной ориентации, отработки понятий "верх-вниз-вправо-влево". Упражнение для овладения манипулятором-мышью, где изображенные на экране домашние животные обладали своим голосом, нашли применение в качестве дополнительного средства в работе по развитию остаточного слуха, звуковой дифференциации, соотнесению звука и слова.
Информация по теме:
Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах
Еще одна сказка, (авторская) которая не могла бы появиться без музыки. Фрагмент из сказки «Музыкальные игрушки» В. Ф. Одоевского, где главное действующее лицо – музыкальный инструмент «табакерка» и маленький мальчик, которого заинтересовал этот чудо – инструмент, его звучание, внешний вид. Краткое ...
Народные культура и традиции – основа нравственного воспитания
Зачем в современном обществе нужно знания культурно-исторических традиций, нравственных норм которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы. Культура и традиции - выражают с ...
Профессиональная практика: место и роль в подготовке будущего специалиста
Повышение качества профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении требует решения многих проблем: Совершенствование содержания учебных дисциплин, методики их преподавания, организации контроля и др. В этом ряду профессиональная практика занимает важное место, являясь одновременн ...