Для косвенной оценки можно применять наглядные пособия с изображением неправильного действия, которое перечеркнуто красной полосой, что является отрицательной оценкой и одновременно запрещающим знаком, например "Бегать нельзя", "Громкие звуки запрещены" и т.д. Выполнение правил для малышей является игрой, в которой постепенно формируется привычка следовать указанным нормам, а к старшему дошкольному возрасту появляется осознанное их выполнение, основанное на понимании.
Оценка – это один из инструментов эффективного педагогического воздействия на дошкольника. Как педагогические, так и психологические исследования показали важность и многоплановость влияния оценочных воздействий на воспитание нравственных чувств ребенка, развитие самосознания.
В работе приводится краткий обзор возрастных особенностей детей 5-6 лет. Возраст, о котором идет речь в самостоятельной работе, во многих описаниях и классификациях относится к старшему дошкольному возрасту. По мнению Г.С. Абрамовой, в этом возрасте для ребенка характерна повышенная чувствительность к воздействиям других людей. Вскользь сказанное оценочное замечание чужого человека в середине детства оказывается сильным эмоциональным воздействием. Данный факт необходимо учитывать педагогам-воспитателям в процессе использования педагогической оценки в процессе воспитания детей.
Кроме того, для детей 5-6 лет характерна высокая мотивация общения: общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности. Именно поэтому, при воспитании поведения детей 5-6 лет педагогическая оценка, оценка воспитателя играет большую роль.
Одним из основных направлений воспитательного воздействия в дошкольном учреждении является, как правило, воспитание культуры поведения. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения.
Категорию оценки можно отнести к методам поощрения и наказания. В нашей практике воспитания наиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются:
прямая оценка;
косвенная оценка;
опосредованная оценка;
предвосхищающая оценка;
отсутствие оценки.
Специалисты выделяют две функции педагогической оценки – ориентирующую и стимулирующую. Оценку как стимул широко применяют все педагоги, ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя, по мнению педагогов-воспитателей, педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее.
Опыт педагогов-воспитателей показывает, что важнейшим условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок выбирает для себя любую из них, чаще принимая ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то выгодна.
Принимая во внимание важную роль оценки для различных сторон воспитательного процесса, зная механизмы ее воздействия на психику ребенка, ее необходимо целенаправленно использовать для достижения большей эффективности педагогической деятельности.
Информация по теме:
Информатизация труда учителя
С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен учитывать учитель в своей работе. Использование ...
Волевые качества личности младшего школьного возраста
Каждый период в жизни и развитии ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойст ...
Психические способности
Об особенностях психического развития судят на основании трех групп психических явлений: психические процессы (ощущения, восприятия, представления, память, мышление-познавательные; эмоции - эмоциональные; воля - волевые); психические свойства личности (темперамент, характер, способности, потребност ...