Психологическая готовность ребёнка к школе

Страница 3

С поступлением в школу ребёнок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Ребёнок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению.

Для этого ребёнку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.).

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребёнка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребёнка в предшествующий возрастной период.

Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность ребёнка к школе определяется психологом, в распоряжении которого имеются специальные диагностические программы.

Все дети, достигшие 6,5-7 лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, приходят в школу и начинают в ней учиться независимо от того, какой уровень готовности к обучению они продемонстрировали при записи в школу. Поэтому диагностика готовности к обучению должна быть ориентирована на выявление индивидуальных психологических особенностей ребёнка с учётом их перспективного развития. Следует иметь в виду, что ребёнок поступает в школу, имея лишь предпосылки (достаточные или недостаточные) к началу овладения новой для него учебной деятельностью. По словам Л.С. Выготского, собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребёнком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года обучения.

Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребёнком при приёме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым ребёнком, учитывая его индивидуальные особенности. В нашей стране за последние 70 лет с тех пор, как было введено обязательное начальное образование всех детей, возраст его начала не раз меняться. Было время, когда в первый класс принимали детей с 8 лет, затем начали принимать детей, достигших 7-летнего возраста, а в последние годы сделана попытка перейти на школьное обучение с 6-летнего возраста. Однако в силу необеспеченности многих школ материальными условиями для обучения детей 6 лет в большинстве школ работают в прежнем режиме. В ряде школ комплектуются два первых класса – шестилеток и семилеток. Но класс шестилеток учится в начальной школе четыре года, а класс семилеток – только три, а потом те и другие сразу переходят в 5 класс. Вряд ли такое положение можно назвать нормальным. Пока детей принимают в школу по паспортному возрасту. Но уже имеется достаточно большой опыт набора школьников по их физической и психологической готовности к обучению. В школах, где детей принимают по такому принципу, один и тот же первый класс укомплектован учащимися разных возрастов: шести, семи и даже пяти лет, но все они примерно одинаковы по общему психическому, умственному и физическому развитию. Для этих детей в таких школах созданы соответствующие их возрасту условия: после двух – трёх уроков они спят, у них ежедневные прогулки, в середине каждого урока физкультминутка, они завтракают и обедают в школе и т.д.

Известный психолог и педагог Ш.А. Амонашвили, рассматривая проблему обучения шестилеток, пришёл к такому выводу: «Может показаться парадоксальным, если скажу, что шестилетний ребенок более готов к началу школьной жизни, чем семилетний… Все родители нынешних детей, как правило, имеют среднее и профессиональное образование, а многие из них, и высшее. Это качественно изменило социальную среду, в которой растёт ребенок… Но развитие большое влияние оказывают средства массовой информации – телевидение, радио, детские журналы, книги. преобразилось содержание игр, появились игрушки, которые всё более способствуют физическому и умственному развитию детей… Как правило, к семи годам ребёнок уже овладевает чтением и письмом, простым счётом. И когда он в семь лет поступает в школу и ему в качестве учебного материала предлагают буквы, адаптированные тексты для чтения, простейшие арифметические примеры, то у него не возникает потребности в чтении (ему скучно)… Шестилетний возраст – наиболее благоприятный (сенситивный) период умственного развития и социальной подготовки ребенка».

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте
Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь ...

«Мораль» – основная категория нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...

Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках физической культуры
При оздоровительной тренировке по принципу «навстречу Природе» акцент делается на развитие сильных сторон двигательной подготовленности учащихся, присущих каждому соматотипу и наиболее бурно развивающихся именно в этом возрасте при таких занятиях моторная плотность занятий и средняя интенсивность н ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru