– методики многократно ускоряют (минимум в два раза, а иногда и на порядок) процесс выработки интеллектуальных и практических навыков и умений высокого качества;
– методики индивидуализируют процесс обучения, доводя буквально каждого обучаемого до нужного уровня профессионализма;
– методики делают обучение практически безошибочным для учащихся (нет тех «проб и ошибок», которые присущи обычным методам);
– методики предоставляют возможность самообучения любому желающему, если он захочет овладеть какой-нибудь новой для себя деятельностью;
– методики исключают необходимость специального заучивания, делают ненужным заблаговременное запоминание знаний до начала их применения;
– методики не требуют никаких дополнительных дорогостоящих технических средств обучения помимо тех, которыми обычно пользуются;
– методики дают долговременный экономический эффект, ибо каждая методика служит так долго, сколько существует данная специальность или данная профессиональная деятельность;
– методики обеспечивают такое качество подготовки по осваиваемой деятельности, что, как правило, ее выполняют безошибочно от 95 до 100 % обучаемых, которые могут работать как профессионалы сразу после завершения обучения.
В развитии умений школьников при изучении исторических источников выделены ступени, различающиеся уровнем познавательной самостоятельности.
1 уровень – элементарный анализ и понимание информации исторического источника. Предполагает умения расчленять содержание текста на смысловые части, его краткий пересказ своими словами; выделять главное, существенное; находить в тексте источника ответы на вопросы репродуктивного характера.
2 уровень – локализация источника, соотнесение его с исторической эпохой, цивилизацией, исторической картой; определение назначения (обстоятельств, цели создания); выделение главных положений; сравнение исторических событий, явлений, представленных в учебнике и в тексте исторического источника, нахождение признаков сходства и различия; анализ с элементами контекстной характеристики, анализ с элементами систематизации, обобщения; объяснение исторических терминов, понятий, умение оперировать ими; составление хронологических рядов, несложных таблиц, схем, опорных конспектов.
3 уровень – систематизация исторической информации из разных видов исторических источников; характеристика, оценка важнейших исторических событий, личностей, достижений культуры; выполнение творческих работ с использованием данных из источников, система дифференцированных вопросов и заданий для работы с историческими источниками.
Мы предлагаем таблицу, где отражено начало работы, ее постепенное усложнение и то, как общелогические умения, служа средством осмысления исторических знаний, становятся у учащихся составной частью умений исторического диалектико-материалистического мышления.
Систематическое развитие необходимых школьникам умений и навыков и их исторического мышления стимулирует активную переработку знаний и в конечном итоге – правильное понимание явлений общественной жизни. Выявляя сущность отдельных исторических событий, школьники учатся глубже проникать в сущность процесса общественного развития. Повышается эффективность обучения и воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод: что при активном включении в работу на уроках исторические источники. Учитель способствует развитию и формирования у учащихся основных предметно-исторических умений:
1) Познавательно-исторические:
А) первичное изучение исторического источника: описание внешнего вида, соотнесение его с определенным типом, видом;
Б) поиск информации в источнике;
В) объяснение исторических терминов, понятий, крылатых выражений,
оперирование ими;
Г) изложение причин и следствий исторических событий, явлений;
Д) сравнение описаний исторических событий, явлений, личностей, нахождение в них общего и различного;
Е) оценивание важнейших исторических событий, достижений культуры;
З) составление характеристики исторического деятеля, высказывание и обоснование своего отношения к его деятельности;
Информация по теме:
Рабочее место мастера
Рабочее место мастера – это определенная часть площади учебной мастерской, специально оснащенной в целях обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательной и организационно-технической функции. Основные требования к организации рабочих мест мастера: удобство, скорость и ка ...
Проведение констатирующего эксперимента по изучению сформированности
речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста
Проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности речевых умений детей, осуществлялось методом исследования, состоящего из диагностических ситуаций. Блок диагностических ситуаций: «Пассивный взрослый» «Совместная игра со взрослым» «Совместное разглядывание к ...
Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях
интернатного типа
Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Целью социально-педагогической деятельности является социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различных задач. Деятельность социального педагога начинается с опред ...