Продуктивно-рефлексивный компонент связан с проявлениями поведения школьников в процессе музыкальной деятельности, отражает направленность школьника на практическую реализацию сформированных ценностей на внеурочных комплексных занятиях по искусству в виде творческой инициативы, активности, музыкального и художественного самовыражения, проявление способности к самоанализу и самооценки своих достижений в области музыкальной деятельности.
Выявленные критерии, показатели и уровни оценки сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке представлены в таблице 1.
Таблица 1 Критерии, показатели и уровни оценки сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
Показатели |
Уровни эмоционально-ценностного отношения | |||
высокий |
средний |
низкий | ||
Когнитивный критерий | ||||
Показатель Знания в области музыкально- ориентированной полихудожественной деятельности |
Эстетические знания в области музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, способность применять их в беседах о музыке. Хорошая информированность о средствах выразительности музыки, ИЗО и литературы. Способность их различать. |
Удовлетворительная информированность о музыкальных жанрах и формах. Способность различать некоторые из них. Некоторые познания в области различных видов искусств и способность их применять в беседах о музыке |
Низкая информированность о музыкальных жанрах и формах. Не может различать их. Узкие познания в области различных видов искусств и способность их применять в беседах о музыке | |
Показатель Проявления познавательного интереса |
Осознанное проявление интереса к музыке |
Спонтанное проявление интереса в зависимости от ситуации |
Пассивное проявление познавательного интереса, отсутствие активности | |
Эмоционально-оценочный критерий | ||||
Показатель Эмоционально-ценностные суждения |
Хорошо сформированное умение интерпретировать свои чувства и эмоции при восприятии муз. произведений словесными средствами. Наличие в высказываниях, текстах сюжетной линии; богатство словесных характеристик муз. образа. Способность к художественным обобщениям, сравнениям, ассоциативному, художественному синтезу впечатлений. Установление жизненных связей с искусством, проекция своего «я» в содержательную сферу явлений искусства и общения. Самостоятельность умозаключений и выводов. Способность смоделировать музыкальный образ без опоры на предложенный план анализа, активно и эмоционально рассуждают об эстетических явлениях в искусстве и в жизни. |
Наличие в высказываниях по поводу музыки общей сюжетной (смысловой) линии и типичных словесных характеристик музыкального образа. Наличие образных эмоционально - насыщенных слов (изящная, грациозная и др.). Наличие художественно-образных предложений. Слабая ориентация в интонационно-образной, смысловой сфере музыки. Недостаточная образность муз. Мышления. Стереотипы ассоциаций, сравнений. Умение проанализировать муз. произведение по предложенному плану. Недостаточно активно рассуждают об эстетических явлениях в искусстве, затрудняются охарактеризовать эстетические явления. |
Неумение воплотить языковую задачу до целостного текста. Наличие простых обиходных слов (хорошая, медленная, спокойная). Преобладание в речи простых предложений. Плохая ориентация в интонационно-образной, смысловой сфере музыки. Скудость музыкальных образов. Неумение выразить ассоциации, сравнения. Несамостоятельность высказываний, преобладание действий по образцу. Нежелание или неумение рассуждать об эстетических явлениях на уроках музыки. | |
Показатель Эмоциональный отклик при восприятии музыки |
Разнообразие эмоциональной гаммы реакций на музыку. Ярко выражено эстетическое сопереживание. Хорошая ориентация в интонационно-образной, смысловой сфере музыки. Активное вживание, присутствие, отождествление, соучастие в музыкальном восприятии. Адекватность эмоционального отклика на музыку. Ярко выражены эмоциональные проявления, дети достаточно активны в своих высказываниях, выразительны в мимике и жестах. |
Сдержанное эстетическое сопереживание, ситуативное вовлечение в муз. восприятие, соучастие. Слабо выраженная способность идентифицировать личные и общечеловеческие ценности, страдания, жалобы, страсти, мысли, идеи, выраженные в музыке. Ситуативность эмоционального отклика на музыку. Недостаточно ярко выражены эмоции, дети менее активны в своих высказываниях, а также в мимике и жестах, дети нередко отвлекаются. |
Индифферентное отношение к прослушиванию музыки отсутствие проявлений сопереживания, неспособность отождествления. Неумение идентифицировать личные и общечеловеческие ценности, выраженные в музыке. Скудость эмоциональной гаммы в реакциях на музыку. Неадекватность эмоционального отклика на музыку. Во всех видах музыкальной деятельности внешние эмоции выражены слабо, характеризуются отдельными эмоциональными восклицаниями, а также нежеланием участвовать в различных видах деятельности. | |
Показатель Музыкальные предпочтения (оценка содержания музыкального произведения на основе эстетических категорий: прекрасное, контраст) |
Обоснованный выбор муз. Предпочтений. Устойчивый интерес к музыке. Выбирают музыкальные произведения наиболее близкие к эстетическому идеалу. |
Имеется выбор муз. предпочтений. Нестабильность интереса к музыке. Не сразу и нечасто выбирают муз. произведение, наиболее близкие к эстетическому идеалу, в основном с использованием современных муз. Технологий |
Нет муз. предпочтений. Отсутствие интереса к музыке. Наблюдается склонность к восприятию и оценке в основном относительно простого изложения композиторского замысла. | |
Продуктивно-рефлексивный критерий. | ||||
Показатель Умения и навыки выполнения музыкально ориентированной полихудожественной деятельности |
Умение интерпретировать свои чувства и эмоции при восприятии музыкальных произведений с помощью цветового и графического моделирования; способность четко охарактеризовать свои чувства и эмоции через рисунок |
Соответствие темы рисунка образу и названию музыки |
Отсутствие в рисунках сюжетной линии, богатства оттенков и сочетаний цветов, несоответствие жанру и теме музыкального произведения | |
Показатель Проявление творчества |
Активное выражение себя в музыкальном творчестве. Стремление к совместной творческой деятельности. Повышенный интерес к творчеству сверстников. Склонность к поискам, импровизации, размышлениям, прозрениям при различных видах музыкального исполнительства. Стремление выразить в исполнении свои чувства, мысли, эмоции, состояния. Проявление творческого воображения, фантазии. |
Проявление муз. активности при условии его стимулирования. Ситуативный интерес к творчеству сверстников и сотворчеству. Необходимость в специальном мотивировании исполнительства. Неумение импровизировать при различных видах муз. исполнительства. Эпизодичность проявления творческого воображения, фантазии. |
Отказ от участия в музыкальном творчестве. Избегание совместной деятельности и сотворчества в музыкальной деятельности. Отсутствие интереса к творчеству сверстников. Нежелание и неготовность к импровизации. Участию в исполнительстве. Неспособность выражать в исполнении свои эмоции и чувства, эмоциональная закрытость. Редкие проявления творческого воображения, фантазии. | |
Показатель Самооценка и рефлексия учебных и творческих достижений. |
Даёт обоснованную, адекватную оценку своим учебным, творческим и музыкальным достижениям, регулярно ведёт индивидуальный творческий дневник |
В оценке своих достижений ситуативен, Дневник ведет не регулярно |
Не склонен к самооценке, как правило, в оценке успехов и неудач неадекватен, дневник не ведёт. | |
Информация по теме:
Анализ развития идеи народной педагогики в истории
Казахстана
Народная педагогика Казахстана представляла собой синтез педагогической мысли, опыта и традиции разных этнических компонентов, из которых формировались народы этого региона. Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения ...
Моделирование в раннем и дошкольном детстве
Моделирование - приблизительное воспроизведение каких либо объектов которые по своей сложности и величине не поддаются или плохо поддаются исследованию и изготовлению в натуре. Моделирование, проводимое в процессе обучения и воспитания детей, служит развитию их способностей, углублению знаний по о ...
Построение дерева целей и расчет количественных оценок
Все цели, стоящие перед нами в процессе создания портфолио студента ВУЗа разобьем на три уровня и определим взаимосвязь и соподчиненность между ними. Дерево целей выполняет несколько функций: 1. на его основе осуществляется детализация главной цели; 2. фиксируется последовательность достижения целе ...