Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Страница 3

Продуктивно-рефлексивный компонент связан с проявлениями поведения школьников в процессе музыкальной деятельности, отражает направленность школьника на практическую реализацию сформированных ценностей на внеурочных комплексных занятиях по искусству в виде творческой инициативы, активности, музыкального и художественного самовыражения, проявление способности к самоанализу и самооценки своих достижений в области музыкальной деятельности.

Выявленные критерии, показатели и уровни оценки сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке представлены в таблице 1.

Таблица 1 Критерии, показатели и уровни оценки сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Показатели

Уровни эмоционально-ценностного отношения

высокий

средний

низкий

Когнитивный критерий

Показатель

Знания в области музыкально- ориентированной полихудожественной деятельности

Эстетические знания в области музыкально

ориентированной

полихудожественной деятельности, способность применять их в беседах о музыке.

Хорошая информированность о средствах выразительности музыки, ИЗО и литературы. Способность их различать.

Удовлетворительная информированность о музыкальных жанрах и формах. Способность различать некоторые из них. Некоторые познания в области различных видов искусств и способность их применять в беседах о музыке

Низкая информированность о музыкальных жанрах и формах.

Не может различать их.

Узкие познания в области различных видов искусств и способность их применять в беседах о музыке

Показатель Проявления познавательного интереса

Осознанное проявление интереса к музыке

Спонтанное проявление интереса в зависимости от ситуации

Пассивное проявление познавательного интереса, отсутствие активности

Эмоционально-оценочный критерий

Показатель

Эмоционально-ценностные суждения

Хорошо сформированное умение интерпретировать свои чувства и эмоции при восприятии муз. произведений словесными средствами. Наличие в высказываниях, текстах сюжетной линии; богатство словесных характеристик муз. образа. Способность к художественным обобщениям, сравнениям, ассоциативному, художественному синтезу впечатлений. Установление жизненных связей с искусством, проекция своего «я» в содержательную сферу явлений искусства и общения. Самостоятельность умозаключений и выводов.

Способность смоделировать музыкальный образ без опоры на предложенный план анализа,

активно и эмоционально рассуждают об эстетических явлениях в искусстве и в жизни.

Наличие в высказываниях по поводу музыки общей сюжетной (смысловой) линии и типичных словесных характеристик музыкального образа. Наличие образных эмоционально - насыщенных слов (изящная, грациозная и др.). Наличие художественно-образных предложений. Слабая ориентация в интонационно-образной, смысловой сфере музыки. Недостаточная образность муз. Мышления. Стереотипы

ассоциаций, сравнений. Умение проанализировать муз. произведение по предложенному плану.

Недостаточно активно рассуждают об эстетических явлениях в искусстве, затрудняются охарактеризовать эстетические явления.

Неумение воплотить языковую задачу до целостного текста. Наличие простых обиходных слов (хорошая, медленная, спокойная). Преобладание в речи простых предложений. Плохая ориентация в интонационно-образной, смысловой

сфере музыки. Скудость музыкальных образов. Неумение выразить ассоциации, сравнения. Несамостоятельность

высказываний, преобладание действий по образцу. Нежелание или неумение рассуждать об эстетических явлениях на уроках музыки.

Показатель Эмоциональный отклик при восприятии музыки

Разнообразие эмоциональной гаммы реакций на музыку. Ярко выражено эстетическое сопереживание. Хорошая ориентация в интонационно-образной, смысловой сфере музыки. Активное вживание, присутствие, отождествление, соучастие в музыкальном восприятии. Адекватность эмоционального отклика на музыку. Ярко выражены эмоциональные проявления, дети достаточно активны в своих высказываниях, выразительны в мимике и жестах.

Сдержанное эстетическое сопереживание, ситуативное вовлечение в муз. восприятие, соучастие. Слабо выраженная способность идентифицировать личные и общечеловеческие ценности, страдания, жалобы, страсти, мысли, идеи, выраженные в музыке. Ситуативность эмоционального отклика на музыку. Недостаточно ярко выражены эмоции, дети менее активны в своих высказываниях, а также в мимике и жестах, дети нередко отвлекаются.

Индифферентное отношение к прослушиванию музыки отсутствие проявлений сопереживания, неспособность отождествления. Неумение идентифицировать личные и общечеловеческие ценности, выраженные в музыке. Скудость эмоциональной гаммы в реакциях на музыку. Неадекватность эмоционального отклика на музыку. Во всех видах музыкальной деятельности внешние эмоции выражены слабо, характеризуются отдельными эмоциональными восклицаниями, а также нежеланием участвовать в различных видах деятельности.

Показатель

Музыкальные предпочтения

(оценка содержания музыкального произведения на основе эстетических категорий: прекрасное, контраст)

Обоснованный выбор муз. Предпочтений. Устойчивый интерес к музыке. Выбирают музыкальные произведения наиболее близкие к эстетическому идеалу.

Имеется выбор муз. предпочтений. Нестабильность

интереса к музыке. Не сразу и нечасто выбирают муз. произведение, наиболее близкие к эстетическому идеалу, в основном с использованием современных муз. Технологий

Нет муз. предпочтений. Отсутствие интереса к музыке. Наблюдается склонность к восприятию и оценке в основном относительно простого изложения композиторского замысла.

Продуктивно-рефлексивный критерий.

Показатель Умения и навыки выполнения музыкально

ориентированной

полихудожественной деятельности

Умение интерпретировать свои чувства и эмоции при восприятии музыкальных произведений с помощью цветового и графического моделирования; способность четко охарактеризовать свои чувства и эмоции через рисунок

Соответствие темы рисунка образу и названию музыки

Отсутствие в рисунках сюжетной линии, богатства оттенков и сочетаний цветов, несоответствие

жанру и теме музыкального произведения

Показатель

Проявление творчества

Активное выражение себя в музыкальном творчестве. Стремление к совместной творческой деятельности. Повышенный интерес к творчеству сверстников. Склонность к поискам, импровизации, размышлениям, прозрениям при различных видах музыкального исполнительства. Стремление выразить в исполнении свои чувства, мысли, эмоции, состояния. Проявление творческого воображения, фантазии.

Проявление муз. активности при условии его стимулирования. Ситуативный интерес к творчеству сверстников и сотворчеству. Необходимость в специальном мотивировании исполнительства. Неумение импровизировать при различных видах муз. исполнительства. Эпизодичность проявления творческого воображения, фантазии.

Отказ от участия в музыкальном творчестве. Избегание совместной деятельности и сотворчества в музыкальной деятельности. Отсутствие интереса к творчеству сверстников. Нежелание и неготовность к импровизации. Участию в исполнительстве. Неспособность выражать в исполнении свои эмоции и чувства, эмоциональная закрытость. Редкие проявления творческого воображения, фантазии.

Показатель

Самооценка и рефлексия учебных и творческих достижений.

Даёт обоснованную, адекватную оценку своим учебным, творческим и музыкальным достижениям, регулярно ведёт индивидуальный творческий дневник

В оценке своих достижений ситуативен,

Дневник ведет не регулярно

Не склонен к самооценке, как правило, в оценке успехов и неудач неадекватен, дневник не ведёт.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Сущность, структура и содержание сюжетно-ролевой игры
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привле ...

Проведение исследования с помощью компьютерной игры «Игры для Тигры» и традиционных методик в детском саду и их результаты
При проведении эксперимента мы разделили детей на две группы. С первой группой проводились занятия с использованием компьютера, а занятия со второй группой проводились с помощью традиционных методик. В своей работе мы использовали компьютерную программу «Игры для Тигры», которая была построена на о ...

Критерии и уровни развития памяти младших школьников
В 20-х годах нашего века некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти. Однако внимательное изучение деятельности памяти маленьких детей показало, п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru