Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Страница 4

Для нашего исследования важно рассмотрение феномена «эмоционально-ценностное отношение» и в контексте «духовно-ценностных ориентаций» личности, которые Т.Т. Щелина определяет как «…процесс и результат целенаправленного планомерного формирования и развития системы социальных установок личности, обусловливающих ее гуманистическое мировоззрение и социальную активную позицию». Т.К. Решетникова, исследующая культурологический подход в музыкальном образовании, пишет о том, что «степень развитости общей музыкальной культуры характеризуется через осознание ребенком личностного смысла музыки, какого-либо жизненного явления, углубление его эмоционально-ценностной значимости и способности выразить этот смысл средствами музыки».

Анализируя теоретические источники, мы обнаружили, что в методической литературе представлены ряд моделей по реализации процесса формирования эмоционально-ценностного отношения детей к музыке. Нашему исследованию в большей степени отвечает модель, разработанная Бахтиным А.В., т.к. данная модель рассчитана на младший школьный возраст, предполагает использование возможностей внеурочной деятельности учащихся.

Модель имеет блочно-модульную структуру в форме смысловых дидактических блоков: «Мы – композиторы», «Мы –исполнители», «Мы – слушатели», «Мы – поэты», «Мы – писатели», «Мы – художники» и реализуется на традиционных и интегрированных уроках музыки, а также внеурочных комплексных занятиях через совокупность традиционных (в частности «метода художественного анализа») и авторских инвариантных методов и приемов организации музыкальной деятельности учащихся («литературное прочтение музыкальных произведений» и «живописная подтекстовка музыкальных образов»).

Блок «Мы — композиторы» предполагает словесное «сочинение» музыки на основе литературного или живописного сюжета (с помощью терминов-характеристик); моделирование музыкального образа (с помощью словосочетаний).

Второй блок «Мы — исполнители» предполагает вокализацию мелодий инструментальных и оркестровых сочинений: с закрытым ртом; на гласный звук; импровизация на детских музыкальных инструментах: на ритмических инструментах; на мелодических инструментах.

Блок «Мы — слушатели» предполагает историко-художественный анализ музыкальных произведений; эмоционально-смысловой анализ музыкальных произведений.

Блок «Мы — поэты» учит детей подбирать литературную подтекстовку, сочиненять стихи на музыку.

Блок «Мы — художники» предполагает воспроизведение музыкальных образов в рисунках; графическое моделирование музыки; цветовое моделирование музыки.

Последний блок «Мы — писатели»: предполагает словесное описание музыки (с помощью терминов-характеристик, словосочетаний); написание рассказов (сочинений) о музыке (описание музыкальных «портретов», картин природы, душевных состояний).

Этапы построены с постепенным усложнением. На каждом затрагиваются различные виды деятельности: словесное описание, пластическое интонирование, выражение музыки в цвете, отбор поэтических произведений и т. д.

Выявив специфику эмоционально-ценностного компонента содержания музыкального образования и в этом контексте ценностного отношения к искусству, мы получили возможность сделать некоторые выводы, сформулировать рабочее определение категории «эмоционально-ценностное отношение к музые».

Эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыке представляет собой мотивированную и осознанную личностную позицию, основанную на: систематизированных знаниях в области музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности, проявляющуюся в познавательном интересе к музыке; в устойчивых эмоционально окрашенных музыкальных предпочтениях и ценностных ориентациях, способности ярко и образно переживать музыкальные произведения; умении интерпретировать музыкальные произведения с привлечением других видов искусства; готовности к успешной исполнительской деятельности; способности осознавать и адекватно оценивать собственные результаты в данной сфере.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Формирование гуманных отношений взрослого к ребенку
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку) ...

Решение задач на построение сечений
Работа по ознакомлению учащихся с проекционным чертежом может быть продолжена при обучении решению задач на построение сечений многогранников. Обучение решению задач на построение сечений можно проводить в следующем плане. Во-первых, первоначальное ознакомление учащихся с методами построения сечени ...

Характеристика пространственных представлений у детей с дизартрией
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с дизартрией. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности школьников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru