Во второй половине XIX в. в сибирской историографии отчетливо проявилась идейная борьба, обусловленная быстрым развитием буржуазных отношений в России. Представитель демократического направления общественной мысли этого периода А.И. Щапов на основе этнографических и антропологических материалов боролся против националистической ограниченности славянофилов, усматривавших неизменность "самобытных устоев" в жизни русского народа. Но, однако, при этом он впадал в другую крайность, полагая, что при любых условиях русские должны смешиваться с аборигенами, заимствовать у них элементы культуры. Особенности народной жизни он объяснял последствиями колонизационных передвижений, влиянием исторических условий. Соответствовало его теоретическим установкам и утверждение о том, что "сибиряки . забыли всю древнерусскую старину", с чем, естественно, мы согласиться не можем.
Мысль А.П. Щапова об "особенностях этнического развития" южного Алтая была подхвачена и непомерно раздута идеологами областничества, что привело их к неверному выводу о складывании здесь "особого этнического типа" со свойственной только ему культурой. Из активных деятелей областнического движения наиболее глубокий след в сибирской этнографии оставили Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев, внесшие большой вклад в изучение русского народа Западной Сибири. Г.Н. Потанин видел в культуре русского населения Юга Алтая архангельские, вологодские и пермские истоки [5]. Научный интерес представляет составленный им словарь местных терминов, куда вошли и слова, обозначавшие одежду и обувь.
В 90-х гг. XIX в. появляются интересные и содержательные статьи А.Михайловича, Е. Шмурло, М.В. Швецовой. М.В. Швецова считала необходимым как можно полнее изучать своеобразную культуру алтайских "поляков". В письме в Западно-Сибирский отдел Русского географического общества она писала: "Думаю, что изучение быта . представляет большой интерес: "поляки" несмотря на столетнее знакомство с сибиряками до сих пор сохранили в значительной степени нравы и обычаи". Сама исследовательница собрала большой этнографический материал, который дал ей возможность достаточно полно и всесторонне осветить своеобразную одежду старообрядцев Южного Алтая. В своих выводах, однако, М.В. Швецова упрощенно рассматривала происхождение их костюма как результат слияния древнерусских элементов с польскими.
К концу XIX в. интерес к культуре русского населения заметно усилился, что, по - видимому, было вызвано активизацией переселенческого движения в Сибирь. Этнографическому описанию русских старожилов было отведено место в трудах П.М. Головачева. Отмечая яркость украшений мужской п женской одежды "поляков" и каменщиков Южного Алтая, он, однако, слишком однозначен: представляет последних как "тех же "поляков", бежавших на Бухтарму, за Камень". Большую работу по сбору и изучению Южного Алтая провел художник В.Н. Белослюдов. В 1906 г. в г. Семипалатинске был открыт музей братьев Белослюдовых, где экспонировались картины В.Н.Белослюдова и других художников, а также этнографические материалы.
К началу XX в. организовался Семипалатинский подотдел Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, который интенсивно начал исследования в Южном Алтае. Сведения, представляющие большой научный интерес, сообщил в одном из номеров "Записок" подотдела священник Б.Г. Герасимов. Прекрасно зная быт крестьян, он описал костюмы разных возрастных групп населения. В его сообщениях мы иногда находим неверную трактовку. Так, он усматривал в обряде покрывания невесты покрывалом "обычай чисто киргизский", в то время как подобная традиция широко бытовала у русских Европейской России.
Информация по теме:
Вопросы и их роль в
активизации деятельности студентов
Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизация познавательной деятельности обучающихся. Преподаватели широко используют вопросы направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и ...
Формирование и развитие предметно-исторических умений в процессе работы
учащихся с историческими источниками
Чтобы формировать у школьников в процессе обучения истории специальные умения, учитель должен овладеть методикой их формирования, знать, какие умения обязательны для учащихся на протяжении всех лет обучения истории в школе, руководить их поэтапным формированием, т. е. ясно представлять, какие умени ...
Деление художественной литературы на роды и виды
Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три главных рода: эпос, лирику, драму, а внутри рода – на виды, так называемые жанры. Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий внешних по отношению к автору, объективного хо ...