Народная одежда, характеризуясь такими признаками как устойчивость и массовость, относится к тому культурному слою, который принято именовать "традиционно-бытовым".
Традиционная одежда складывается на протяжении всей многовековой истории народа и передается из поколения в поколение, обеспечивая, таким образом, преемственность этнокультурной информации. Вместе с тем для нормального функционирования этноса, наряду с межпоколенной, важное значение имеет и «синхронная информация, обеспечивающая его пространственную стабильность и культурную интегрированность».
Своеобразие бытования русской народной одежды заключалось в распространении ее форм с конца XVI - начала XVII вв. на обширных территориях не только Европейского, но и Азиатского континентов - в Сибири и на Дальнем Востоке. Под воздействием изменявшихся социально-экономических, экологических, этнических и других факторов складывались специфические черты одежды русских как Сибири в целом, так и отдельных ее областей, одной из которых является южный Алтай.
В литературе последних лет не раз указывалось на необходимость сопоставления сибирского материала с европейским в целях выявления общерусских традиционных черт культуры и закономерностей их развития. Это обусловлено, прежде всего, тем, что "этнодифференцирующую роль могут играть не только те компоненты культуры, которые едины для всего этноса, но и ее локальные варианты". Ареальное сравнительно-историческое исследование одежды русского населения Алтайского округа позволяет полнее рассмотреть его этнографический состав, а, следовательно, внести определенный вклад в изучение мест выхода, путей передвижения, внутренних миграций первопоселенцев края. Решение этих проблем по материалам второй половины XIX - начала XX вв. непосредственно связанно с рассмотрением процессов культурной интерференции между проживавшими здесь этносами, а также культурного взаимодействия различных в этнографическом отношении групп русских.
Первые, однако, очень краткие и несистематические упоминания о крестьянах южного Алтая и их одежде, содержатся в трудах ученых, участвовавших в экспедициях XVIII - начала XIX вв. - П.С. Палласа, И.П.Фалька, К.Ф. Ледебура и двух его помощников А. Бунге и К.А. Мейера. К.Ф. Ледебур встретил в долине р. Бухтармы крестьян, удививших его некоей "элегантностью быта".
Большая заслуга в описании и изучении одежды русского населения Алтайского округа принадлежит сибирскому этнографу-краеведу С.И.Гуляеву, который наиболее полно и обстоятельно описал костюмы алтайских каменщиков, "поляков" и, что особенно ценно, старожилов южного Алтая (последнее, правда, только в рукописи). С.И.Гуляев в своей работе помимо собственных наблюдений использовал и сообщения информаторов, проживавших в сельской местности и непосредственно наблюдавших быт крестьян. С.И. Гуляевым проведена работа большой научной значимости - описаны костюмы, хранящиеся в этнографическом отделе географического общества. Исследователь не только описывал народную одежду, но и анализировал ее, искал исторические корни.
В 60 - 70-х годах XIX в. Алтай привлекал внимание некоторых ученых своей неизученностью: тут проходили маршруты научных и торговых экспедиций в Китай, Монголию, Среднюю Азию, Казахстан. В 1860 г. в Алтайские горы с целью археологических и этнографических изысканий приехал француз - доктор Мейне, которого, как и многих, поразила красочность мужской одежды; он даже заметил, что "мужское население простого народа в Южной Сибири отличается большим против женщин пригожеством".
Информация по теме:
Основные подходы к проблеме речевого развития в
психолого-педагогической литературе
Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы – Платон, Аристотель, Сократ . Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская шко ...
Анализ результатов исследования физической подготовленности в процессе
возрастного развития
1. Результаты теста «Прыжок в длину с места» (см). Таблица №1 № п/п Ф.И. учащегося Результаты по классам, см 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 1. Алексей Б. 165 180 185 190 210 235 225 2. Александр Б. 120 155 160 160 180 190 200 3. Юрий В. 125 150 160 160 170 200 220 4. Александр Д. 150 16 ...
Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у
детей дошкольного возраста
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются п ...