Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Педагогика » Особенности коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием » Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Страница 7

5 задание. Обследование способности к элементарному звуковому анализу.

Инструкция: сейчас я буду называть тебе слово, а ты ответь какой звук находится в начале (конце) слова. Ответь где находится звук ( д, ж, и т.д) - предлагаются слова с искомым звуком в середине слова. Ребенку предлагается на слух определить какой звук находится в начале, середине и конце слова.

Для прослушивания предлагаются двух – и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова. С искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

6 задание. Обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.

Инструкция: давай поиграем в «телефон» я произношу слово, а ты скажи, правильно я их произношу или нет. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.

Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т.д) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками имитируя а)произношение ребенка, б) дефекты которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение.

В ходе проведения первого задания (восприятие и дифференциация изолированных звуков) нами были получены следующие результаты: 25% детей имеют нарушение восприятия тех звуков которые заменяются или смешиваются у них в речи. Так Таня Ф. при обследовании звука д поднимала флажок и на звук з(отсутствующий в речи) и на звук д (его заменитель) при обследовании Звуков р и р’ поднимала флажок и на звуки р, р’ и на их заменители л и л’. При обследовании звука х (отсутствующий) на звуки х и к(заменитель), при обследовании звуков ш, щ и с на звук т являющийся их заменителем, также и Оля М затруднялась при обследовании только тех звуков которые отсутствуют в ее речи, остальные согласные и гласные в фонематическом восприятии девочек оказались не нарушены.

75% детей испытывали затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого в их речи. Так Катя О. испытывала серьезные затруднения как при узнавании звуков отсутствующих в ее речи – л, щ, ч, так и при узнавании звуков подвергающихся искажению с, с’, з, з’ и ц, а так же звуков которые в речи произносит нормально – ж, ш. Костя В испытывал трудности при узнавании звуков р и звонких г, д, б, а также при узнавании звуков подвергающихся в его речи смешению – с, з, ж, щ, ш причем поднимал карточку на каждый смешиваемый звук при обследовании любого из данных звков, кроме того испытывал затруднения при узнавании звуков ц и ч которые в речи произносит нормально при обследовании звука ч поднимал карточку на звуки ц, ч, с, т. Даша Ц. также испытывала затруднения при обследовании звуков не нарушенных в произношении – это звуки ш- щ и ч-т поднимая карточку при обследовании звука ш на ш и щ, а при обследовании звука т на ч и т. Егор Ф. кроме нарушенных в произношении звуков испытывал трудности при узнавании звуков в, з, ч, щ путая их со звуками ф, с, щ, ш. При этом он не испытывал трудностей с узнаванием звука л который в речи заменяет на йот. Марина А. кроме трудностей при узнавании звуков нарушенных в речи испытывала трудности при узнавании звуков ц, в, б, д путая их со звуками с, ф, п, т. Паша Т. Испытывал трудности при узнавании звуков щ, ч, з, л, р, ц, с, ж, ш и т.

При проведении второго задания (обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах) диаграмма № 3 мы получили следующие результаты 25% детей неправильно воспринимают только те звуки, которые отсутствуют или заменяются в устной речи. При воспроизведении за логопедом слоговой цепочки они могут менять их местами, либо произносить правильно. Так Таня Ф. испытывла трудности при воспроизведении цепочек слогов звуки отсутствующие в речи и их заменители – Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха, Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи. Остальные слоговые цепочки девочка воспроизвела без особых затруднений. Оля М. также испытывала затруднения при воспроизведении цепочек слогов содержащих отсутствующий звук и его заменитель- Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, Фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва, Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, Ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы, Го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка, То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до. Цепочки не содержащие заменяемые звуки девочка воспроизводила без ошибок. У 75% детей наблюдаются трудности не только при восприятии звуков отсутствующих в речи, но и тех которые произносятся ими правильно. Было также отмечено и то, что дети испытывают трудности при восприятии и воспроизведении звуковых цепочек содержащих звуки которые в речи подвергаются искажению. Так Катя О. испытывала трудности как при воспроизведении слоговых цепочек содержащих нарушенные звуки Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, Ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы, Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи, но и те которые в речи произносит правильно - Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу. Тем не менее слоговую цепочку Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, содержащую отсутствующий л и искажаемый р девочка воспроизводит относительно правильно. Костя В из всех предложенных слоговых цепочек смог правильно воспроизвести только- Фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва, Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха. Воспроизведение остальных цепочек вызывало сильные затруднения. Цепочки содержащие звуки с, з, ш, щ, ж, ц, ч – оказались для мальчика совершенно недоступны т.к. при их воспроизведении он смешивает все перечисленные звуки. Нами было предложено ребенку поднимать флажок на произнесение определенного слога для того чтобы исключить проговаривание, однако это нисколько не улучшило результат, мальчик при назывании слога ша мог поднять карточку на слоги са, за, ща, жа, ца, ча, а сам слог ша пропустить. При этом в речи звуки ц и ч Костя произносит правильно. Даша Ц. испытывала затруднения при воспроизведении цепочек содержащих отсутствующий звук ц и его заменитель т, также были отмечены трудности в дифференциации звуков г и к которые девочка искажает в речи и звуков д и т (д искажает, т произносит правильно), кроме этого у Даши возникли затруднения при дифференциации звуков ш- щ - Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи так как звук щ она часто определяет как ш, и дифференциации звуков ч и т – звук ч она также часто определяет как т, цепочку Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи она воспроизвела как ту-шу, ча-та-ша, ши –щи- ти. При этом проблем с восприятием слоговой цепочки Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла девочка не испытывала, последовательность воспроизвела правильно заменяя л на н. Егор Ф. испытывал затруднения при дифференциации цепочек содержащих звуки ц (отсутствующий) и с (заменитель), а также звуки г и к ( в речи искажает)- Го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка. Кроме того испытывал затруднения при воспроизведении цепочек содержащих звуки з –с (Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся ), ч- щ (Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи) и ш- щ (ся-щя-ся, Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи) так как з он часто определяет как с, ч как щ, а щ как ш. Марина А. испытывает затруднения как при воспроизведении слоговых цепочек содержащих нарушенные звуки так и при воспроизведении цепочек содержащих противопоставленные по звонкости – глухости звуки не нарушенные у нее в произношении – б-п, в- ф, д-т (Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до. Фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва) определяя звонкий звук как парный ему глухой. Кроме того у нее наблюдаются всевозможные смешения при дифференциации звуков щ- ш– ч- ть- т (Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи – как шу-тю,тя-тя-ша,ти-ти-ти) звуков ц-с, з-с, з’–с’, з-ж заменяя ц и з на с, или з на ж. (Зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо как су-жу, жа-жа-зя. со-жо-жо). Паша Т. Затруднялся при воспроизведении слоговых цепочек содержащих звуки ц, с которые заменяет на ть, (Ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы, Ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца) ш и ж (искажаемые в произношении (Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу), при дифференциации л и р ( л заменяет на ы. а р искажает как г) цепочки Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла воспроизвел как га-ыа-ыо, ыа-ыо-ыа, гу-га-ыа), кроме того испытывает затруднения при дифференциации ш и щ воспринимая щ как ш, з и ж воспринимая з как ж, ч и ш иногда воспринимая ч как ш а иногда правильно.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Исторические аспекты возникновения урока как организационных форм обучения
Можно было бы и дальше цитировать бесчисленное количество высказываний ученых характеризующих урок с различных сторон, с различных точек зрения. И все их авторы по – своему правы, ибо оценить такую сложнейшую систему, как урок, во всей её многогранности и многоаспектности через ракурс какой – либо ...

Обоснование идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики в зарубежных странах
Обращение к проблеме происхождения воспитания нужно обратить к древним пластам культуры. Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь гоминидов, послужившая исходной формой предков человека-австралопитека и самых древних людей – архаитропов и ...

Создание эколого-развивающей среды – ведущий метод экологического воспитания дошкольников
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Одним из важных ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru