В ходе проведения шестого задания (дифференциация правильного и нарушенного произношения) диаграмма 7,нами было выяснено что, 80% случаев дети не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если логопед имитирует нарушение звукопроизношения характерное для данного ребенка. В 20% случаев дети могут отличить правильное произношение от произношения соответствующего нарушению звуков характерных для данного ребенка. Так Даша Ц и Егор Ф могут отличить слова в которых звук л заменялся на йот , определяют нарушенное произношение звука р, но не во всех случаях. В 50% случаев дети могли отличить правильное произношение от дефектного в том случае если логопед имитировал дефект отличный от их собственного и в 100% в случаях с правильно произносимыми и воспринимаемыми ими звуками. В целом все дети не могут распознать нарушенное произношение если дефект аналогичен их собственному и для распознания предлагаются слова содержащие звуки нарушенные в их фонематическом восприятии. 50% детей могут распознать дефект отличный от их собственного. И 62,5 % детей могут отличить правильное произношение если большинство звуков составляющих слово не нарушены в их фонематическом восприятии. Таким образом можно отметить, что нарушение фонематиеского восприятия препятствует у данной категории детей полноценному контролю как за собственной, так и за чужой речью.
Таким образом в ходе констатирующего эксперимента нами было выяснено, что у детей с ФФН имеются нарушения фонематического восприятия следующего характера:
Нарушение фонематического восприятия распространяется не на все звуки которые отсутствуют, заменяются или смешиваются в речи конкретного ребенка.
37,5% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;
У 62,5% детей кроме того имеют место нарушения фонематического восприятия звуков которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении материала ( в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук);
В некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия, при относительном благополучии фонетического произношения, оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость, чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше и в восприятии.
Наиболее часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат ц -87,5% и ч – 87,5 % что связано как с артикуляционными так и с аккустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков входящих в их состав (ц- как т или с, ч как ть)
75% детей имеют нарушение восприятия твердости и мягкости шипящих звуков ш и щ,
37,5% детей имеют нарушение восприятия р – л
75% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков по звонкости – глухости.
У 37,5% детей наблюдаются трудности при дифференциации гласных у-ю (йу воспринимают как у), а-я ( йа как а), о-ё ( йо как о).
100% детей не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется их собственный произносительный дефект ребенка;
50% детей могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется дефект отсутствующий в их речи и на правильно воспринимаемых ими звуках.
50% детей способны выделить звук из начала и конца слова как в прямом, так и в обратном слоге, 25% только в обратном слоге в начале и конце слова, 37,5% если звук находится в середине слова и 25% не владеет элементарной формой звукового анализа.
Информация по теме:
Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей
старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...
Основные задачи и принципы
нравственного воспитания в детском саду
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают развитие у детей нравствeнных чувств, полoжительных навыков и манер поведения, моральных взглядов и мотивов поведения. В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формиpoвание нравственных чувств. Чувство - оcoбая фop ...
Позиция учителя в дидактической поисковой модели
Предполагается организация педагогом развивающей комфортной среды для каждого ученика, а это означает постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем на более высоком уровне развития находится группа, тем больше увеличиваются ее возможности в плане развития ...