Если гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они могут накапливаться и проявляться нередко, лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до их истинных причин. Поскольку агрессивность уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становиться причиной различных заболеваний, таких как: ревматический артрит, крапивница, прыщи, псориаз, язва желудка, эпилепсия, мигрень и гипертония.
Психологическое ограничение, как и физическое, лишает человека свободы действий. Но возникает оно несколько позже, когда ребенок уже понимает, что такое запрет и последствия его нарушения. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является «нельзя», которое родители говорят ему при попытках освоить большой и незнакомый мир. И чем старше становятся дети, тем более будут разнообразные эти «нельзя». Родители могут припомнить много ситуаций, когда дети реагировали гневом на различные запреты.
Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источником гнева. Но в данном случае большую роль играют сами поступки, а их интерпретация человеком. Прежде чем на кого-то рассердиться, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребенок в своих неудачах, переживаемых им некомфортных состояниях винит, например, брата, сестру или мать, то его гнев и агрессия будут вызываться ими.
До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимание, пока не столкнуться с явными нарушениями поведения. Поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние и социальные связи. Просто ребенок не в состоянии выразить свои истинные чувства никаким другим способом. Он делает то единственное возможное, что может себе представить, чтобы продолжать борьбу за выживание в окружающем мире.
Наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить направленность его реакций (на кого он нападает, в каких обстоятельствах и как это случается без какой либо провокации). Внимательные наблюдения помогут взрослым выявить симптомы назревающей атаки со стороны ребенка. Поскольку причиной агрессия является лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от агрессивности. Но даже если это было бы возможно, не следует стремить к этому. Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и положительные стороны. Она может проявлять в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность может развить дух инициативы или породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным и безвольным. И это лишь некоторые из проявления агрессивности.
Не следует стремиться полностью, исключить агрессивность из характера детей. Необходимо ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.
Следует подробнее остановиться на проявлении агрессивного поведения. Это мимическое (выражение лица), поведенческое (действия, поступки), вербальное (слова) выражение гнева и агрессии.
Мимическое выражение гнева включает в себя характерные лобных мышц и бровей: брови опущены и сведены, кожа лба стянута и образует на переносице или прямо под ней небольшое утолщение (у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины). У новорожденных описанное выражение проявляется автоматически и не контролируется. Примерно после первого года жизни мимическое выражение гнева начинает развеваться и ребенок уже способен сдерживать «гневную» мимику.
Информация по теме:
Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое
поведение дошкольника
Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка, писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент ...
Содержание, методы, приемы формирования отношения к семье как биосоциальной
структуре общества у младших дошкольников
Анализ образовательных программ по обучению и воспитанию дошкольников позволил определить задачи формирования отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников, а также выявить уровни сформированности любви как общечеловеческой ценности. Для формирования отношения к семь ...
Диагностика образовательного процесса детей
дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в условиях
внедрения ФГТ
Практическая часть исследования была проведена в группе «Колокольчики» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 58 г. Йошкар-Олы «Золотой Ключик». Цель исследования: оптимизации образовательного процесса в группе «Колокольчики». Это достигается путем использов ...