В современном обществе в условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества - до окончания школы, а в определенных аспектах - и до завершения высшего образования.
Изучению современной семьи в наше время уделяется достаточно большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Потому в психологии существуют различные точки зрения на феномен современной семьи.
В отечественной психологии проблемами современной семьи занимались Ю.Е. Алешина, Е.Г. Силяяева, А.В. Шавлов, И.Н. Обозов и А.Н. Обозова, Л.Д. Шнейдер, Н.Ф. Федотова, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис и др., в зарубежной психологии необходимо отметить таких исследователей как В. Сатир, Дж. Левинджер, Р.А. Левис, Г.В. Спаниер и др.
Большинство отечественных исследователей отмечает, что переход нашей страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на формирование семьи, т.к. семья "прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью".
Потому исследования современной семьи позволяют говорить о том, что "представление семьи все больше уходит от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, а все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей".
Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной.
Л.Д. Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи:
семья стала меньше по численности;
современная семья менее стабильна;
уменьшилось число семей, где глава муж;
семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;
значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.
В соответствии с перечисленными современными особенностями семьи Торохтий выделяет следующие ее категории:
по количеству детей: бездетные, однодетные, многодетные семьи;
по составу и структуре семьи: полная, неполная, многопоколенная, семья повторного брака и т.д.;
по типу семьи: авторитарный и эгалитарный;
по особенностям семейного быта, укладу: семья - "отдушина", детоцентрическая семья и т.д.;
по однородности социального состава: однородные и неоднородные семьи;
по качеству отношений, атмосфере в семье и состоянию психического здоровья: благополучная, неблагополучная и т.п.;
по степени кооперации совместной деятельности: коллективистская, индивидуалистическая и т.п.
по семейному стажу; географическому признаку и т.д.
К настоящему времени сложились разнообразные формы существования современной семьи.
Брак на основе честного контракта. В таких семьях супруги ясно представляют цели вступления в брак. Для таких семей характерна свобода отношений.
Брак на основе нечестного контракта. Для таких браков характерна односторонняя выгода, т.е. кому-то из партнеров выгоден брак.
Отношения по принуждению. Форма брака, исключающая свободные отношения и основанная на том, что один супруг "осаждает" другого, а тот, чаще в силу жизненных обстоятельств, соглашается на компромисс.
Отношения - ритуал. Эти отношения строятся на исполнении социально-нормативных установок. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам.
Отношения - любовь. Такой брак основан на взаимном согласии и взаимном доверии.
Но какой бы форме и категории не относилась семья, ее обязательно характеризуют определенные процессы, включающие аспекты психологической деятельности, круг общения, особенности эмоциональных контактов, социально-психологические цели и индивидуально-психологические потребности ее членов. Психологами изучаются все эти аспекты в совокупности, и каждый из них по отдельности.
Информация по теме:
Педагогические основы применения дидактической игры в процессе развития личности
в вузе
В данном параграфе рассматриваются психолого-педагогические проблемы дидактической игры, раскрываются аспекты её применения в качестве средства развития профессионально значимых качеств личности в процессе организации вузовского обучения, характеризуется опыт, накопленный отечественной школой, по п ...
Роль семьи в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Практическая работа проведена на базе ДОУ ЦЦР № 138 Краснодарского края, при участии родителей детей подготовительной группы № 3 в количестве 13 человек. Практическая работа направлена на определение того, как семья влияет на воспитание в своих детях экологической культуры и в чем проявляется их ра ...
Разработка и апробация комплекса упражнений по
использованию видео в обучении культуре иноязычного общения в средней школе
Нами был разработан комплекс упражнений по использованию видео в обучении культуре иноязычного общения. Комплекс упражнений был апробирован на базе гимназии № 10 г. Минска в 9 «Б» классе. Некоторые уроки были полностью посвящены просмотру аутентичного видеоматериала, на некоторых видеоматериал преп ...