Семья как социальный институт. Специфика современной семьи

Педагогика » Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников » Семья как социальный институт. Специфика современной семьи

Страница 4

Поиск наиболее важных сфер и феноменов современной семьи может идти в направлении анализа семейных функций и семейных ролей.

Наиболее значительные работы в области исследования функциональных взаимоотношений в семье представили А.И. Антонов, С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев и др. Но следует отметить, что единого перечня семейных функций не существует, исследователи предлагают различные варианты, которые дополняют друг друга. Наиболее полный и современный вариант классификации предлагают Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, выделяя следующие основные функции семьи:

воспитательная функция - удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве, воспитание детей;

хозяйственно-бытовая - формирование и расход семейного бюджета, поддержание физического состояния семьи, уход за больными и престарелыми;

эмоциональная - стабилизация близких эмоциональных отношений членов семьи, удовлетворение потребности в симпатии, уважении, признании, психологической защите;

функция первичного социального контроля - выполнение социальных норм членами семьи;

функция духовного общения - взаимное духовное обогащение, организация досуга;

сексуально-эротическая - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи.

Авторы отмечают, что внутренняя суть функции может измениться с изменением условий существования семьи, т.е. в недавнем прошлом в какую-либо функцию вкладывался определенный смысл, который в настоящее время изменился, дополнился или утратил свою значимость.

Функции семьи задаются потребностями, субъектами которых выступают общество, семья и личность. Функции семьи реализуются в процессе выполнения семейных ролей и определяют, прежде всего, их содержание.

Проблема распределения ролей между супругами является основанием для деления семей на традиционные и эгалитарные.

Особенностью современного этапа становления семьи является значительное увеличение эгалитарных семей и соответственно уменьшение числа традиционных.

В традиционной (патриархальной) семье роли и обязанности жестко распределены по нормам, предписанным половыми ролями. Это семья, глава которой мужчина - добытчик, кормилец, женщине в такой семье отведена роль воспитателя.

М.Ю. Арутюнян предлагает считать традиционной семью, в которой:

а) существует традиционное разделение мужской и женской роли в сфере "вторичных" функций;

б) выражена система норм, обосновывающих это распределение, позиция ответственности за семейные функции;

в) ведущая роль в принятии семейных решений принадлежит мужу; высок авторитет отца, осуществляющего социальный контроль поведения и воспитания детей.

Модернизированная (эгалитарная) семейная модель предполагает:

а) распределение ролей в бытовой сфере, основанное на относительном равенстве вкладов супругов во внешнюю деятельность;

б) позицию совмещения ответственности за выполнение функций семьи;

в) демократическую структуру лидерства;

г)"эгалитарную концепцию семейной жизни", т.е. нормы равенства мужа и жены в семье и вне ее.

Эгалитарному браку, по мнению автора Е.Г. Силяевой свойственно равномерное и справедливое распределение ролей. Равномерное, но несправедливое разделение характеризует модель брака, имеющую черты, общие с эгалитарным. Неравномерное, но справедливое распределение свойственно традиционному браку, где "мужские" роли противопоставляются "женским". И, наконец, неравномерное и несправедливое распределение ролей - это прямой путь к разводу.

Некоторые исследователи считают критерием традиционности эгалитарности семьи участие женщины в материальном обеспечении семьи.Л. Хаас обнаружил, что для эгалитарного распределения ролей имеет значение не столько сам факт работы жены, сколько ее заработок и престижность ее занятия.

Ю.Е. Алешина считает, что в низшем социальном слое женщины работают ради материальных благ и помощи мужу, а в среднем и высшем - ради реализации своих потребностей и интересов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Методические разработки по теме: Урок по теме: «Строение атома. Химическая связь»
Цели: обобщить и повторить знания учащихся по данной теме; выявить степень усвоения материала, уметь составлять электронные формулы атомов, схемы видов химической связи, решать творческие задания. Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; портрет Д. И. Менделеева; кар ...

Сущность деловой игры
Деловая игра – это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: выполн ...

Есть ли будущее у раздельного обучения
Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок – ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельн ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru