В качестве критериев сформированности действия нами были выбраны умение ребёнка занять позицию учителя и самостоятельно вести игру между собой. Подобный обмен ролями возможен лишь при осознании ребёнком структуры задачи и средств её решения. Переходя на позицию учителя, ребёнок принимает на себя все его функции – постановку задачи и контроль за её выполнением.
Формирование умения принять учебную задачу тесно связано с такой мыслительной операцией, как анализ и переход к теоретическому обобщению, следствием которого является простейшее умозаключение. В связи с этим мы использовали следующее упражнение:
Учебный материал составляют геометрические тела, различные по форме (цилиндры и гранёные фигуры), по высоте (10 и 15 см.), и по цвету – 5 цветов.
Группа: низкие граненные (8 фигур)
Их название бик.
группа: высокие граненные (7 фигур)
Их название гур.
группа: низкие цилиндры: (3 фигуры)
Их название цев.
высокие цилиндры: (3 фигуры)
Их название лаг.
Экспериментатор ставил перед собой учебную задачу: «Перед тобой расположены фигуры. У каждой своё название. Причём одно и тоже название имеют несколько фигур. Вот, например, эта фигурка (низкая, белая, шестигранная призма) называется бик. Повтори, пожалуйста, как она называется. Ты должен отобрать сюда другие фигурки, которые, по-твоему, могу называться бик».
На следующих этапах аналогично дети учили отбирать фигуры гур, цев, затем лаг. На первых этапах нужно было научить детей отбирать фигуры хотя бы по одному признаку, выделяя его совместно с ребёнком. При этом мы добивались, чтобы, выполняя задание, дети давали словесный отчет, почему они отнести фигурку к данной группе. Следующим этапом, при полном усвоении первого, служило выделение одновременно двух признаков, которые экспериментатор также пытался выяснить совместно с ребёнком. Теперь, отбирая образцы выделенного класса, дети должны были обосновать свой выбор двумя признаками. Учебная задача считалась принятой, если ребёнок был в состоянии один разделить предъявленные фигуры на группы, называл их давал общее определение принципа объединения фигур в каждой группе, а именно – сходство по высоте и форме.
После проведённого нами экспериментального обучения, т.е. индивидуальных занятий по развитию логическому мышления среди учащихся слабой группы, мы вновь провели тестирование этих учащихся на выявление степени сформированности мыслительных процессов. Этим учащимся были предложены задания, аналогичные заданиям первоначального тестирования:
Повторное тестирование учащихся слабой группы на выявление степени сформированности мыслительных процессов показало, что у всех этих учащихся удовлетворительный уровень развития умений выделять существенное, обобщать и классифицировать, так как все они выполнили правильно три и более заданий из предложенных.
Затем нами была сопоставлена общая успеваемость данной группы учащихся до, и после проведения с ними специально разработанных занятий по развитию логического мышления. Оказалось, что успеваемость этих учащихся заметно улучшилась, а также появился положительный настрой на учебный труд, интерес к учению.
Таким образом, выяснилось, что степень овладения мыслительными операциями тесно связана с уровнем успеваемости школьников, увеличение степени овладения операциями мышления приводит к улучшению успеваемости учащихся.
Следовательно, динамика овладения учащимися основными операциями мышления: анализом, синтезом, сравнением, умозаключением, классификацией и т.п., составляющими основу интеллектуального компонента умственного труда, прямо пропорциональна динамике успеваемости ученика.
Таким образом, вполне подтверждается наша гипотеза: от сформированности умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда, от степени овладения мыслительными операциями, зависит уровень общей успеваемости школьников.
Информация по теме:
Воспитание идея казахских пословиц
В этих же целях широко были использованы жанры устного народного творчества как лирические, исторические песни, сказки, предания, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, ораторские слова и слова благословения и др. Этому свидетельствуют такие пословицы как «Хороший ребенок – опора, плохой ре ...
Создание предметно-развивающей игровой среды и организация развивающих игр
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития, осуществления личностного подхода к детям при обучении. Решение этих задач невозможно без создан ...
Понятие технологии
На практике теория воспитания осуществляется с помощью технологии (методики). Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» — искусство, мастерство, ремесло и «логос» — наука. В производственном процессе современная воспитательная технология — это систем ...