Методика воспитания культуры умственного труда младших классов

Педагогика » Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда » Методика воспитания культуры умственного труда младших классов

Страница 5

В качестве критериев сформированности действия нами были выбраны умение ребёнка занять позицию учителя и самостоятельно вести игру между собой. Подобный обмен ролями возможен лишь при осознании ребёнком структуры задачи и средств её решения. Переходя на позицию учителя, ребёнок принимает на себя все его функции – постановку задачи и контроль за её выполнением.

Формирование умения принять учебную задачу тесно связано с такой мыслительной операцией, как анализ и переход к теоретическому обобщению, следствием которого является простейшее умозаключение. В связи с этим мы использовали следующее упражнение:

Учебный материал составляют геометрические тела, различные по форме (цилиндры и гранёные фигуры), по высоте (10 и 15 см.), и по цвету – 5 цветов.

Группа: низкие граненные (8 фигур)

Их название бик.

группа: высокие граненные (7 фигур)

Их название гур.

группа: низкие цилиндры: (3 фигуры)

Их название цев.

высокие цилиндры: (3 фигуры)

Их название лаг.

Экспериментатор ставил перед собой учебную задачу: «Перед тобой расположены фигуры. У каждой своё название. Причём одно и тоже название имеют несколько фигур. Вот, например, эта фигурка (низкая, белая, шестигранная призма) называется бик. Повтори, пожалуйста, как она называется. Ты должен отобрать сюда другие фигурки, которые, по-твоему, могу называться бик».

На следующих этапах аналогично дети учили отбирать фигуры гур, цев, затем лаг. На первых этапах нужно было научить детей отбирать фигуры хотя бы по одному признаку, выделяя его совместно с ребёнком. При этом мы добивались, чтобы, выполняя задание, дети давали словесный отчет, почему они отнести фигурку к данной группе. Следующим этапом, при полном усвоении первого, служило выделение одновременно двух признаков, которые экспериментатор также пытался выяснить совместно с ребёнком. Теперь, отбирая образцы выделенного класса, дети должны были обосновать свой выбор двумя признаками. Учебная задача считалась принятой, если ребёнок был в состоянии один разделить предъявленные фигуры на группы, называл их давал общее определение принципа объединения фигур в каждой группе, а именно – сходство по высоте и форме.

После проведённого нами экспериментального обучения, т.е. индивидуальных занятий по развитию логическому мышления среди учащихся слабой группы, мы вновь провели тестирование этих учащихся на выявление степени сформированности мыслительных процессов. Этим учащимся были предложены задания, аналогичные заданиям первоначального тестирования:

Повторное тестирование учащихся слабой группы на выявление степени сформированности мыслительных процессов показало, что у всех этих учащихся удовлетворительный уровень развития умений выделять существенное, обобщать и классифицировать, так как все они выполнили правильно три и более заданий из предложенных.

Затем нами была сопоставлена общая успеваемость данной группы учащихся до, и после проведения с ними специально разработанных занятий по развитию логического мышления. Оказалось, что успеваемость этих учащихся заметно улучшилась, а также появился положительный настрой на учебный труд, интерес к учению.

Таким образом, выяснилось, что степень овладения мыслительными операциями тесно связана с уровнем успеваемости школьников, увеличение степени овладения операциями мышления приводит к улучшению успеваемости учащихся.

Следовательно, динамика овладения учащимися основными операциями мышления: анализом, синтезом, сравнением, умозаключением, классификацией и т.п., составляющими основу интеллектуального компонента умственного труда, прямо пропорциональна динамике успеваемости ученика.

Таким образом, вполне подтверждается наша гипотеза: от сформированности умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда, от степени овладения мыслительными операциями, зависит уровень общей успеваемости школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Сущность метода моделирования
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключаетс ...

Работа с образцом экзаменационного задания
В образце экзаменационного задания (ОЭЗ) представлены точные формулировки вопросов по учебным ситуациям. В период подготовки при работе над учебными ситуациями из Банка Вы будете использовать типичные вопросы: Что здесь происходит? Как я мог бы решить проблему(ы)? Каждую учебную ситуацию можно буде ...

Рассмотрение технических и дидактических возможностей и перспектив использования видео в обучении культуре иноязычного общения
Использование видео на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в це ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru