Методика воспитания культуры умственного труда младших классов

Педагогика » Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда » Методика воспитания культуры умственного труда младших классов

Страница 2

Бесспорно, что основным плацдармом развития умственных способностей школьников служит процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. На уроках по различным дисциплинам, проводимым различными учителями, даже при наличии межпредметной преемственности трудно свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности. Это задача классного руководителя, в помощь которому разработано множество различных материалов для занятий по воспитанию культуры умственного труда.

Основными требованиями к методике проведения таких занятий является следующее: 1) проведение занятий по воспитанию культуры умственного труда должно осуществлятся не от случая к случаю, а по заранее разработаной программе и календарному графику; 2) преемственная взаимосвязь с работой учителя-предметников по развитию интеллектуальных способностей учащихся; 3) доступная и интересная форма подачи материала; 4) использование примеров из жизни класса; 5) активное участие школьников в занятиях (ставятся специальные задания для подготовки к занятиям, по ходу и после их проведения); 6) применение учащимися полученных знаний на практике, чтобы эти знания трансформировались в учебно-познаательные умения; 7) темы и планы занятий, а также специальные памятки ученикам следует записывать в тетрадь “Азбука учебного труда”.

Так, В.О. Пунский предлагает для воспитания культуры умственного труда проводить цикл специальных бесед на следующие темы: “Как научиться беречь время”, “Организация учебной работы”, «Как выработать внимание», «Память и её развитие», «Общие приёмы учебной работы», «Как работать с книгой» и д.р.

Б.А. Русаков в книге «НОТ школьника» приводит примерную программу по основам научной организации труда, куда включаются следующие разделы: общая часть (организационное занятие «Что такое НОТ»; «Сотвори себя сам» самовоспитание воли); гигиена и психофизиологические основы учебного труда школьника («Умеешь ли ты учиться и отдыхать?», «Как научиться лучше запоминать», «Как научиться мыслить» и д.р.); НОТ на уроке и дома («Роль и место ученика на уроке», «Как научиться слушать и записывать» и д.р.); НОТ в трудовом обучении и воспитании школьника; итоговые занятия.

Так как культура умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя несколько взаимосвязанных компонентов: личностный, интеллектуальный, организационно-технический, гигиенический, - то в процессе воспитания культуры умственного труда необходим комплексный подход, т.е. воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование личности в целом.

Исследования зависимости уровня общей успеваемости младших школьников от уровня сформированности у них умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда.

Чтобы подтвердить гипотезу нашего исследования, мы провели экспериментальную работу на базе средней школы №11 г.Липецка среди учащихся 3ª класса.

Перед нами стояли задачи:

выявить степень сформированности мыслительных процессов у учащихся экспериментального класса;

провести серию индивидуальных занятий по формированию логического мышления среди учащихся слабой группы;

сопоставить динамику овладения учащимися основными операциями мышления с динамикой успеваемости учащихся;

сделать необходимые выводы.

Характеристика класса.

3а класс состоит из 23 учеников. Неуспевающих в этом классе нет, но есть 4 очень слабых ученика, с преобладающей оценкой успеваемости – 3 балла. Кроме того, эти учащиеся имеют немало неудовлетворительных оценок.

Таким образом, по степени успеваемости учащихся 3а класса можно разделить на 3 группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Гендерные различия восприятия юношами и девушками родительской позиции матери и отца
Исследование тендерных различий восприятия подростками родительской позиции матери и отца представляет особый интерес. Известно, что родительская роль специфицирована в соответствии с полом ребенка, что находит отражение в различных социальных ожиданиях и нормативах поведения, предписываемых общест ...

Особенности воспитания
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье формируются все личностные ...

Программа воспитания и обучения в детском саду
Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru