Хозяин скота тот, кто его пасет; хозяин земли тот, кто ее пашет.
Что в казан положишь, то и зачерпнешь из него.
Честный труд ведет к признанию, ложь и хитрость - к позору.
Чем без дела слоняться, лучше даром трудиться.
Глазам боязно, рукам страх неведом.
Уповай не на милость богача, а на милость солнца.
Земля – мать хлопку, вода – отец ему.
Когда работа спорится, ягнята двойни приносят.
Работа не терпит скидок на родственные отношения.
Весной брошенное на землю одно зерно осенью превращается в тысячу зерен.
Земля - источник богатства, труженик – хозяин ее.
Труд и счастье – близнецы.
Вода – счастья глазок, Труд - богатства родничок.
На богатом джайляу под каждым кустом мяса кусок.
Земля не останется в долгу.
Козы двойни приносят, а все овец числом не догонят.
Кто не умеет пасти скот, тот не знает своей выгоды.
Рукам работу дать – душе покой дать.
Днем овец паси, вечером шерсть пряди.
Иголка – кормилица портного.
Поработаешь с охотой – губы хлеба коснутся, поработаешь с ленцой – губы камня коснутся.
Когда овчарни исправны – и овцы справны.
У трудной работы хлеб сладкий.
Было бы пшено, а куры сами прибегут.
Кто сплетней живет, тот беду наживет, кто работой живет, тот богатство наживет.
Плохой работы нет, есть плохой работник.
Уют в доме о трудолюбии хозяев говорит.
Работающий жует, настойчивый цели достигает.
Урожай – по плодородию земли.
Обилие молока – от обильного травостоя.
Когда нет племенной работы – племя вырождается, Когда пастбище не меняют – пастбище истощается.
Корма для скота и настроение чабана – решают все дела.
Пока землю не насытишь, народ не накормишь.
Без чабана и землепашца нет богатства.
Следовательно, казахский народ с давних времен имеет большой опыт трудового воспитания, о чем красноречиво свидетельствует народная педагогика. Хотя человеческая цивилизация на пороге третьего тысячелетия новой эры продолжает удивлять новыми достижениями научно-технического прогресса, все равно продлевает свое существование трудовое воспитание народа. И поэтому нынешнее воспитание молодого поколения к труду на основе народных традиций остается злободневной проблемой современной педагогики.
Одна из самых актуальных задач трудового воспитания подрастающего поколения в многоотраслевых школах нашей республики на основе богатого этнопедагогического наследия – это воспитание к традиционному труду, организация обучения по менеджменту, маркетингу, технологии, бизнесу и др. отраслям, связанным по будущей профессии через программу профессионального обучения, перерастание этого воспитания к производительному труду и деловому бизнесу. Наряду с этим следует привить у молодежи любви к труду и почетного отношения к людям труда, формировать их навыки и деловые качества в процессе трудовой деятельности.
Нравственно-этические идеи в казахских пословицах и поговорках свидетельствует о том, что этическая мысль в Казахстане базировалась на богатом нравственном материале, исходящем из глубины неиссякаемого источника народной мудрости, что казахские акыны-жырау непрестанно обращались к пословицам, черпали из них драгоценные жемчужины мысли. Как видно, многовековая народная мудрость чрезвычайно насыщена нравственно-этическими идеями. Простые нормы нравственности, на протяжении всей истории регулировавшие взаимоотношения людей, являются итогом и обобщением опыта всего казахского народа.
Информация по теме:
Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном
учреждении»
В этом параграфе мы воспользуемся результатами опыта работы Н.П. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН г. Москвы. Социологические исследования, проведенные ею в дошкольной среде на протяжении 1983 – 1997 годов, выявили следующие противоречия. Родители приводят ребёнка в д ...
Виды одаренности и их признаки
Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект. Анализ ...
Методика ознакомления детей разных возрастных групп с растениями участка
детского сада
Знания о природе, полученные детьми раннего возраста, в первой младшей группе расширяются, а интерес и любовь к природе закрепляются и углубляются. Движения и игры на свежем воздухе, обогащение интересными впечатлениями в природе положительно сказываются на здоровье и самочувствии маленьких детей. ...