На последнем этапе, когда дети дежурят по четвертому и даже пятому разу, воспитатель в совместной деятельности отдает приоритет дошкольникам. Он находится не рядом, но близко, осуществляет визуальный контроль и по-прежнему готов напомнить, подсказать и помочь практически дежурным выполнять их обязанности. Воспитатель хвалит детей за правильность выполнения грядовых операций, хорошее их качество (например, делали все осторожно, аккуратно и т.д.), за самостоятельность, уверенность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, в которых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. В конце дежурства напоминает: надо понаблюдать секунду-другую за поведением животных в улучшенных условиях, порадоваться за них. Когда уже все сделано, воспитатель подводит итог: "Как замечательно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все получилось. Молодцы!" Дежурство детей - даже при высоком уровне их самостоятельности - остается совместной деятельностью: воспитатель наблюдает за дежурными, подсказывает и при необходимости приходит на помощь - это и есть его участие в этой деятельности.
В число обязательных операций на втором этапе организации дежурства необходимо ввести посев овса (или семян других злаковых культур) в 2-3 маленькие коробочки. Каждая тройка дежурных один раз в три дня делает такой посев - зеленую подкормку для птиц и других обитателей живого уголка, комнаты природы. Получается непрерывное проращивание зелени в холодное время года, дети приобретают уверенные навыки выращивания растений из семян.
Таким же образом (по такой же схеме) осуществляется организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых во всех других "экологических пространствах". При наличии комнаты природы со старшими дошкольниками время от времени организуется коллективный труд - после того, как дети обретут первые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда (как и за кем следует ухаживать). В этом случае взрослый берет подгруппу детей (5-10 человек) и организует с ними совместную деятельность - "генеральную уборку" в комнате природы. Воспитатель распределяет детей, просит их сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо делать, потом уже приступать к уборке, а сам помогает им. Коллективный труд старших дошкольников в комнате природы - это реальная помощь взрослым в обеспечении порядка в зеленой зоне детского сада, которая особенно важна, если почему-либо отсутствуют взрослые, отвечающие за комнату природы.
Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) - каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают, делают прополку.
Труд детей, какого бы объема он ни был, всякий раз становится осмысленным, экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у детей укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом нравственного воспитания - методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности.
Знакомство дошкольников с трудом взрослых, открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).
Информация по теме:
Виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении
школьников младших классов
Изучение особенностей использования ИКТ при обучении школьников должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу общего среднего образования. В частности, необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информат ...
Научно-теоретические основы констатирующего и формирующего экспериментов
Эксперимент означает пробу, опыт. Это один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Например, от наблюдения эксперимент отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или неско ...
Музыкотерапия в образовательном процессе
С исторической точки зрения музыкотерапия в современном понимании восходит к существующим уже более ста лет рецептивным формам. Гармонизирующее действие музыки, спокойствие её устойчивых и уравновешенных сил ещё много лет назад применялось целителями в качестве терапевтического средства. "Музы ...