Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Педагогика » Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста » Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Страница 2

Воспитатель осматривает клетку и поясняет: "Песок на дне весь в мусоре - просеем его, чтобы было чисто. Вода в поилке грязная и ее мало - нальем свежей. Зерна в кормушке совсем не осталось - насыплем нового, еще потрем ей морковки: она давно не ела витаминов". И только после этого воспитатель вместе с детьми начинает выполнять трудовые операции.

Второй момент методики традиционен - это реальные трудовые операции по улучшению условий жизни животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совочки небольшого размера, чтобы маленькому ребенку было удобно и нетяжело, небьющиеся миски, банки, ведерки, небольшие безопасные ножи и т.д. Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птицу, рыб, не сломать стебли или листья растений. Во всех трудовых операциях главным остается живой объект, а сами операции имеют подчиненное значение. "Дети, теперь мы достанем из клетки поилку, кормушку. Смотрите, как я делаю это - осторожно, спокойно и медленно, чтобы не напугать птичку, чтобы ей не было страшно от наших резких движений . Теперь выдвинем поддон, поставим его на столик и будем просеивать песок: соберем его совком в кучу, рядом поставим сито, переложим совком в него всю кучку и легко просеем. Смотрите, чистый песок оказался на поддоне, а весь мусор в сите. Разровняем песок и снова осторожно вдвинем поддон в клетку". И т.д.

Третий момент методики (заключительный осмотр) позволяет увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д. - всем обитателям стало лучше от того, что потрудились дежурные. Это эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей-дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание снова участвовать в этой деятельности.

Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом является дежурство трех детей три дня подряд. За это время 5-6-летние дошкольники способны понять смысл и значение обязательного ухода за живыми объектами природы, приобрести начальные практические навыки.

Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение учебного года можно условно поделить на три периода: начальный - осенние месяцы, средний - растягивается примерно на четыре месяца (декабрь-март) и завершающий (апрель и май). В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятельность воспитателя с дежурными, происходит интенсификация самостоятельности ребят.

Начальный период - дети впервые принимают участие в дежурстве, и воспитатель обучает их всему процессу. В совместной деятельности приоритет у воспитателя - он полностью включен в трудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и корректирует. На этом этапе уборка происходит медленно, поэтому воспитатель облегчает процесс - приносит ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.

Следующий этап - это когда дети дежурят по второму и третьему разу. Они начинают все делать самостоятельно, воспитатель стоит рядом и помогает им - словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми очень большие, поэтому и степень включенности воспитателя в их практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим - лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями и сходным темпом работы. Быстрых ребят можно приучать мыть оборудование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важна положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за складывающиеся практические умения, поддержка тех, у кого еще не все получается.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Психологи и педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач. Социальный характер ...

Влияние музыки и литературы на человека
В шестом классе рассматриваются проблемы связи музыки с жизнью, с других позиций: если жизнь рождает музыку, то музыка в свою очередь воздействует на человека, на жизнь. Чтобы понять это, надо разъяснить ребятам следующее: музыка сама по себе не может оказать какое – либо воздействие на жизнь, но о ...

Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников
Отклоняющимся обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их с ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru