Воспитатель осматривает клетку и поясняет: "Песок на дне весь в мусоре - просеем его, чтобы было чисто. Вода в поилке грязная и ее мало - нальем свежей. Зерна в кормушке совсем не осталось - насыплем нового, еще потрем ей морковки: она давно не ела витаминов". И только после этого воспитатель вместе с детьми начинает выполнять трудовые операции.
Второй момент методики традиционен - это реальные трудовые операции по улучшению условий жизни животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совочки небольшого размера, чтобы маленькому ребенку было удобно и нетяжело, небьющиеся миски, банки, ведерки, небольшие безопасные ножи и т.д. Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птицу, рыб, не сломать стебли или листья растений. Во всех трудовых операциях главным остается живой объект, а сами операции имеют подчиненное значение. "Дети, теперь мы достанем из клетки поилку, кормушку. Смотрите, как я делаю это - осторожно, спокойно и медленно, чтобы не напугать птичку, чтобы ей не было страшно от наших резких движений . Теперь выдвинем поддон, поставим его на столик и будем просеивать песок: соберем его совком в кучу, рядом поставим сито, переложим совком в него всю кучку и легко просеем. Смотрите, чистый песок оказался на поддоне, а весь мусор в сите. Разровняем песок и снова осторожно вдвинем поддон в клетку". И т.д.
Третий момент методики (заключительный осмотр) позволяет увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д. - всем обитателям стало лучше от того, что потрудились дежурные. Это эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей-дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание снова участвовать в этой деятельности.
Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом является дежурство трех детей три дня подряд. За это время 5-6-летние дошкольники способны понять смысл и значение обязательного ухода за живыми объектами природы, приобрести начальные практические навыки.
Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение учебного года можно условно поделить на три периода: начальный - осенние месяцы, средний - растягивается примерно на четыре месяца (декабрь-март) и завершающий (апрель и май). В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятельность воспитателя с дежурными, происходит интенсификация самостоятельности ребят.
Начальный период - дети впервые принимают участие в дежурстве, и воспитатель обучает их всему процессу. В совместной деятельности приоритет у воспитателя - он полностью включен в трудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и корректирует. На этом этапе уборка происходит медленно, поэтому воспитатель облегчает процесс - приносит ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.
Следующий этап - это когда дети дежурят по второму и третьему разу. Они начинают все делать самостоятельно, воспитатель стоит рядом и помогает им - словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми очень большие, поэтому и степень включенности воспитателя в их практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим - лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями и сходным темпом работы. Быстрых ребят можно приучать мыть оборудование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важна положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за складывающиеся практические умения, поддержка тех, у кого еще не все получается.
Информация по теме:
Методы и приемы развития памяти младших школьников
Рассмотрим проблему развития памяти, то есть те типичные изменения, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, мнемическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, неп ...
Сравнительный анализ учебно-методических комплексов с позиции аудирования
Данный раздел посвящен сравнению и сопоставлению некоторых УМК с точки зрения обучения аудированию как виду коммуникативной деятельности. Для сравнения предполагается взять три УМК: 1)УМК Английский язык: Учеб. для 10-11 классов. Отв. ред. Кузовлев В.П. – М., 2003. – 336с. 2)УМК Английский язык: Уч ...
Общая характеристика пространственного
мышления
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных д ...