Музыка на уроках чтения

Страница 3

Сидишь и сам себе говоришь, и слова эти поешь. Одно слово, другое, третье . Так я сложил о Ленине «Была зима с оттепелью, а другая лютая». Сижу или хожу, все произношу, а они поются. Раз споешь, другой, еще и еще, и тогда — вышла целая песня. Бери ее и пой. Если хорошая песня, люди ее сердцем слушают . И я, словно дерево весною, оживаю от этого».

Можно привести и другой пример. Известный композитор С. Комитас сумел проследить, как в одной деревне появилась хороводная песня, как шлифовалась мелодия, танец, согласовывалось пение солиста с участниками хоровода. Содержательны его размышления по поводу возникновения песни.

Итак, песня шлифуется веками, проходит процесс эмоционального и художественного обогащения у каждого поколения. Такие свойства песни очень важны в познании духовной жизни народа. «Песня—такой же высокий жанр, как и симфония. Песне доступны самые высокие идеи и самые высокие, сильные и чистые чувства». Она неисчерпаемый источник для создания крупных инструментальных и вокальных произведений. Учитель должен помнить, что когда слушаем песню, то стараемся уловить, прежде всего, слова, мелодию. Но на этом восприятие не заканчивается. В песне заложены очень важные выразительные средства, которые согласуются с драматическими произведениями: «Песня—своего рода театр: в ней есть драматургия, есть пьеса, есть актер и даже своеобразные декорации, —говорил композитор В. П. Соловьев-Седой. Полезно дать задание учащимся для самостоятельной работы. Реферат на тему «Истоки красоты — в песне» готовит ученик, который интересуется искусством.

Важно сообщить учащимся, что роль музыки в жизни писателя необычайно возросла в настоящее время. Это обусловливается развитием нашего общества. Пренебрежение к музыкальной культуре обедняет эмоциональный мир художника слова, делает серыми его произведения, поскольку отображенная в них жизнь теряет одну из привлекательнейших сторон своих — звуковую.

Перед тем как приступить к анализу литературного произведения, предлагается учащимся при чтении текста обращать внимание на музыкальные картины, образы. Постепенно можно выработать у них понимание роли «музыки» в развитии сюжета, конфликта, в характеристике героя. Ученики должны правильно понять слова писателя Стендаля: «Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко .».

Каждое художественное произведение, вышедшее из-под пера писателя, отражает определенный исторический период. Сама деятельность писателя протекает во времени. Поэтому очень важно установить, какое место в жизни писателя и какое значение для его творчества имели его взаимоотношения с композиторами, художниками и мастерами сцены, его современниками. Такие сведения пробуждают у учащихся симпатии и внимание к самому художнику слова и героям его произведений, общественной культуре изучаемой эпохи. Расширяется кругозор учащихся, запоминаются имена композиторов, литературных произведений, переложенных на музыку, кроме этого, определяется роль, писателя в развитии культуры.

Учитель-словесник должен участвовать в воспитании «музыкального человека». Мы употребляем выражение: «такой-то человек музыкальный», но сказать, что у него развит музыкальный слух или он одарен тонким ощущением музыки,—этого мало. Воспитание «музыкального человека» означает развить в нем черты нравственной чуткости.

Взаимное тяготение литературы и музыки, внутреннюю «мелодию» литературного текста учащиеся постепенно познают в процессе изучения поэтического языка. Учитель должен внимательно следить за тем, как во время самостоятельного грамотного чтения учащимися художественного текста поэтическая речь превращается в «мелодию», происходит слияние образного слова с музыкой. Звучание слова должно приобретать яркие интонации во время выразительного чтения учителя на уроках; в собственной речи следует показать красоту родного языка, его богатейший интонационный строй. Следует помочь учащимся выработать «внутренний слух» во время прослушивания произведений, исполняемых в грамзаписи мастерами художественного чтения.

Главное, от чего зависит успешное использование музыки на уроках литературы,— стремление вызвать у учащихся интерес к музыке вообще. Видный композитор и педагог А. Б. Гольденвейзер писал: « . нужно прежде всего захотеть слушать музыку, чтобы научиться ее понимать. Нужно - научить себя этому .».

Произведения литературы в разной степени соприкасаются с музыкой. Следует выбирать из них те, где ярко очерчены звуковые образы, доступные учащимся, наиболее удачные слова, стихи, песни, романсы, которые должны оставить след в душе ученика и показать красоту слова, музыки. А это главное для учителя.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Анализ результатов исследования физической подготовленности в процессе возрастного развития
1. Результаты теста «Прыжок в длину с места» (см). Таблица №1 № п/п Ф.И. учащегося Результаты по классам, см 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 1. Алексей Б. 165 180 185 190 210 235 225 2. Александр Б. 120 155 160 160 180 190 200 3. Юрий В. 125 150 160 160 170 200 220 4. Александр Д. 150 16 ...

Волевые качества личности младшего школьного возраста
Каждый период в жизни и развитии ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойст ...

Компьютерные игры – глубокий индивидуальный подход к ребенку и метод коррекции личности отстающих в развитии детей
Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет «анализ процесса компьютеризации средней школы позволяет заметить: возрастная планка изучения или применения вычислительной техники, ранее находившаяся в старших классах, затем переместилась в средн ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru