Основы педагогической системы Я.А. Коменского

Педагогика » Основы педагогической системы Я.А. Коменского

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом.

Основные положения его учения, такие как принцип природосооборазности, дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.

В 1632 г. Ян Амос Коменский написал «Дидактику» на чешском языке, а позже дополнил её и перевёл на латинский язык, назвав Didactica magna / Великой дидактикой, содержащей 33 главы. Строго говоря, полное название книги звучит так: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».

Считая, что все дети способны воспринять знания, Ян Коменский хотел «учить всех всему». Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек: «… все должны получать образование, вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков и женщин».

Его педагогические идеи рассредоточены по значительному числу произведений, но большинство последователей относит к его дидактическим принципам следующие: - «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя»; - принцип наглядности обучении для учащихся

(«Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание - путем осязания.

Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»); - принцип постепенности и систематичности знаний («Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим» и: «Обучение «должно идти от более общего к более частному»; «от более легкого - к более трудному»; «от известного - к неизвестному»; «от более близкого к более далекому»); - принцип сознательности и активности учащихся при обучении; - принцип упражнений и

прочного овладения знаниями и навыками («Правила должны поддерживать и закреплять практику»).

Информация по теме:

Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет пои ...

Методы обучения, их классификация
Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно п ...

Волевые качества личности младшего школьного возраста
Каждый период в жизни и развитии ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойст ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru