8 тетрадей раздали по 2 тетради каждому ученику — получится 4 (тетрадей хватило 4 ученикам).
Появляется запись:
по 2т. *4 = 8 т.; 8т. : по 2 т. = 4 (ученика).
На первых порах надо пользоваться подробной записью чисел с наименованиями (в делимом, делителе и частном).
Теперь составим третью задачу: «8 тетрадей надо раздать поровну четырем ученикам. По сколько тетрадей достанется каждому?»
Вначале деление на равные части также следует демонстрировать на основе реальных манипуляций с предметами.
Стало быть, понятие «умножение» приобретает богатое содержание: оно не только результат сложения равных слагаемых («обобщение сложения»), но и основа, исходный момент деления, которое, в свою очередь, представляет свернутое вычитание, заменяющее последовательное «вычитание по 2».
Методика работы над простыми задачами на умножение и деление
Подготовительная работа.
а) Для того, чтобы дети хорошо разобрались в смысле команд возьмите по ., разложите по ., разложите на ., необходимо выполнить много практических упражнений с индивидуальным счётным материалом.
- Возьмите по 3 палочки 4 раза (выкладывают на партах). Сколько всего палочек вы взяли?
- Разложите 12 палочек по 3 палочки. Сколько кучек получилось? (Выясняем, как раскладывали.)
- Разложите 12 палочек на 3 равные части. Сколько палочек в каждой кучке? (Выясняем, как раскладывали.)
б) Затем решаем задачи (даётся текст задачи) практическим путём (используем счётные палочки или зарисовываем схематические рисунки), решение пока не записываем, так как пока не вводили действий "умножение" и "деление".
- По 4 яблока положили в 3 тарелки. Сколько всего яблок положили?
(Можно использовать действие сложение.) Ответ. 12 яблок.
- 6 тетрадей раздали 3 детям поровну. Сколько тетрадей дали каждому?
(Зарисовываем по одному.) Ответ. 2 тетради.
- 8 кусочков сахара разложили по 2 в каждый стакан. Во сколько стаканов положили сахар?
Ответ. В 4 стакана.
Решение задач, раскрывающих смысл умножения и деления.
После знакомства с умножением и делением задачи решаются с помощью схематических рисунков и обязательно в сравнении.
Мама подоила Зорьку и молоко разлила в 5 банок, по 2 литра в каждую. Сколько литров молока дала Зорька?
По 2 л взяли 5 раз. Какое это действие? 5 • 2 = 10 (л)
Мама разлила 10 л молока, по 2 л в каждую банку. Сколько банок мама заполнила молоком?
10 литров мы делим по 2 л в каждую банку. Какое это будет действие?
10 : 2 = 5 (б.)
Это решение так и будем читать: "10 разделим по 2".
Чем похожи и чем отличаются эти задачи? (Числа одинаковые, в обеих задачах слово "разлила", а действия разные.)
12 карандашей разложили в 3 коробки поровну. Сколько карандашей в каждой коробке?
(Раскладываем по одному.)
12 : 3 = 4 (кар.) - решение так и читаем: "разделить 12 на 3".
12 карандашей разложили по 3 в каждую коробку. Сколько коробок получилось?
12 : 3 = 4 (кор.) - решение так и читаем: "12 разделили по З".
Сравните эти задачи. Чем они похожи и чем отличаются?
После того, как дети выучили таблицу умножения и деления, задачи нужно записывать с помощью опорных слов или моделей.
5 маш. - 1 ряд
20 маш. - ? рядов
20 : 5=4 .? рядов (по)
Задачи на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.
Знакомство с понятием "в раз больше".
Нарисуйте кружков на 2 больше.
На 2 ? 3+2=5
Нарисуем кружков в 2 раза больше. "В два раза больше - это 2 раза по столько же."
В 2 раза ? 3*2=6
Какое выполнили действие?
Первые задачи решаются с помощью схематического рисунка, а затем с помощью чертежа или модели.
Задача. У Дениса было 3 тетради в клетку, а в линию в 4 раза больше. Сколько тетрадей в линию было у Дениса?
Знакомство с понятием "в раз меньше".
Нужно нарисовать кружков в 3 раза меньше, значит квадратов в три раза больше, т.е. их 3 раза по столько же, сколько нужно нарисовать кружков. Разделим квадраты на 3 равные части.
Информация по теме:
Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации ...
Исследование влияния проблемной ситуации на
активизацию мыслительной деятельности учащихся
С целью экспериментальной проверки степени активизации мыслительной деятельности была исследована выборка из 25 учащихся 10 «а» класса (15 мальчиков и 10 девочек). Физически и умственно все дети здоровы. Результаты исследования по методике № 1 представлены в таблице 1. Таблица 1. № Время Скорость п ...
Образовательный стандарт начального общего образования по физической
культуре
Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности; – развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков; формирова ...