Педагогический потенциал невербальных средств коммуникации

Педагогика » Характеристика невербальных средств общения как инструмента создания имиджа педагога » Педагогический потенциал невербальных средств коммуникации

Страница 3

Педагогу необходимо, также как и актеру, научиться управлять своей мимикой, сделать ее более произвольной. Тогда мимика учителя станет еще одним инструментом психологического воздействия на ученика, педагогическое общение будет более живым, доверительным, естественным.

Взгляд человека не перестает играть одну из главных ролей в его экспрессивном репертуаре, сообщая о динамических и статических аспектах. Велика роль взгляда в педагогическом общении. Е. А. Петрова говорит о воздействии взгляда учителя в зависимости от дистанции общения; описывает виды взглядов, которые могут производить неприятное впечатление на ребенка и мешать поддержанию контакта (пристальный, скользящий, безразличный взгляд). Говоря об оптимальном ритме обмена взглядами с ребятами на уроке: индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Учитель, вглядываясь на отвечающего, дает понять, что слышит ответ. Глядя на аудиторию, педагог привлекает внимание всех остальных учащихся. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Важную роль в процессе работы учителя занимает расстояние. Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве. Уменьшение или увеличение дистанции должно быть мотивировано для обучающихся. Учитель может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но очень осторожно, ибо чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным. Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, что зона наиболее эффективного контакта – это первые 2-3 парты. Остальные учащиеся находятся на публичном расстоянии от учителя. Не случайно, дети, желающие поменьше с ним общаться, предпочитают последние парты.

Профессиональный имидж учителя отражает значимые с позиции массового сознания особенности личности, профессиональной деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога. Существующие виды профессионального имиджа выражают сформированные на уровне обыденного сознания стереотипные образы - представления о современных учителях.

Критерии положительного и отрицательного имиджа учителей определяют общую эффективность его профессиональной деятельности. Следовательно, наличие тех или иных критериев определяют результат работы педагога.

Курсовая работа была посвящена изучению психологических особенностей использования невербальных средств в имидже учителя.

Помимо внешности важными составляющими имиджа педагога являются вербальные и невербальные средства общения. Речь, жесты, мимика учителя, его положение в пространстве - все это влияет на восприятие школьников. В связи с этим важную роль играет точность употребления слов, выразительность и доступность речи, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, смысл интонации. Жестикуляционная и мимическая выразительность также имеет высокий воздействующий уровень на учеников и является немаловажной частью имиджа учителя в целом.

Модернизация и инновационное развитие образования РФ предъявляют к учителю новые требования, одним из которых является положительный имидж учителя как гармония внешнего и внутреннего образа, где внутренний образ – это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности; а внешний образ - это игровая подача материала, как на уроке, так и во внеурочное время, передача своего эмоционального отношения к действительности, умелая режиссура всего хода урока, а также владение умением самопрезентации, способность и желание совершенствоваться, двигаться вперед.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Понятие о весе предметов и способах его измерения
Дошкольные программы математического обучения предусматривают ознакомление детей с понятиями величин. Величина - одно из основных математических понятий возникших как абстракция от числовых характеристик физических свойств. Вес – это сила, с которой тело, имеющее определенную массу, притягивается к ...

Понятия «процесс», «процесс обучения»
Обучение наряду с игрой и трудом рассматривается как один из важнейших видов деятельности человека. В широком смысле обучение - это процесс усвоения исторического опыта человечества. В более узком - двусторонний процесс, взаимодействие между тем, кто учит, и тем, кто учится. Это своеобразный процес ...

Информатизация труда учителя
С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен учитывать учитель в своей работе. Использование ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru