Активность в стимулировании учебной деятельности

Страница 1

Работа преподавателя по стимулированию учебной деятельности немыслима без опоры на активность учащихся. В дидактике вопрос о сущности активности учащихся не получил однозначного и общепризнанного решения. Известно, что познавательная активность — важный показатель состояния личности, относящейся к субъекту учебного познания. Активность учащихся в обучении обычно рассматривают как бесспорный дидактический принцип, включая его при этом в такие сочетания: «сознательность и активность», «сознательность, активность и самостоятельность», «сознательная активность и самостоятельность».

Однако высказываются и возражения против подобного подхода, поскольку активность как принцип обучения неправомерно попадает в подчиненное положение по отношению к другим дидактическим принципам. Обоснованно предлагается отвести принципу активности ту важную роль, которую он на самом деле выполняет, выделить и рассматривать его как самостоятельный.

Пересмотр положения о роли принципа активности в системе других дидактических принципов, выделение его в самостоятельный имеет особое значение для профессиональной школы, призванной воспитывать у специалиста предприимчивость, инициативность, умение брать на себя ответственность в решении хозяйственных задач, формировать у него активную жизненную позицию.

При рассмотрении соотношения принципа активности и других принципов обучения выявляется зависимость возможности их реализации от активности учащихся в обучении. Если мы возьмем, например, соотношение принципов сознательности и активности, то увидим, что целенаправленная активность, конечно, не может быть неосознанной, но в то же время и сознательность без активности попросту бесплодна. При отсутствии активности учащихся остаются как бы незадействованными другие факторы и средства процесса обучения, обеспечивающие его движение к цели. Поэтому познавательная активность учащихся выступает как условие достижения цели обучения.

В педагогической литературе можно встретить различные определения сущности познавательной активности. Она рассматривается как готовность (способность и стремление) к энергичному овладению знаниями при упорных систематических волевых усилиях (Н. А. Половникова), как проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим предметам и явлениям (Л. П. Аристова), как волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности (Р. А. Низамов), как проявление потребности жизненных сил обучаемого (Г. И. Щукина), как качество деятельности, в котором проявляется личность учащегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей (Т. И. Шамова).

Активность нередко связывают с различными физическими действиями в процессе учебного труда. Указывают на необходимость соединения активности мысли с активностью рук. Известны исследования, устанавливающие связь познавательной активности с глазодвигательной активностью в процессе решения наглядной мыслительной задачи. Как активность расценивается также внимательное слушание преподавателя, молчаливое сосредоточение на своих мыслях, пристальное наблюдение за демонстрируемым опытом, несмотря на отсутствие внешних проявлений активности со стороны учащегося. Эти факторы привели к необходимости различать активность внешнюю (моторную) и внутреннюю (мыслительную).

Психологи и дидакты обращают внимание на зависимость активности от психических процессов (внимание, воображение, анализ, синтез, догадки, предложения, сомнения, интерес, настойчивость, энтузиазм и др.).

В выступлениях по проблеме активности в обучении прослеживается стремление связать все основные аспекты активности в первую очередь с отношением к предмету и процессу деятельности, а цель деятельности при этом как бы отодвигается на второй план. Между тем активность учащегося в обучении выражает его отношение прежде всего к цели деятельности. За активностью человека стоит его потребностно - мотивационная сфера, состояние которой непосредственно связано с целью деятельности и обусловливает эту активность. Сознательная цель человека является той силой, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

Сознательная активность, будучи движущей силой целенаправленной учебно-познавательной деятельности, определяет ее результативность. Поэтому ее правомерно рассматривать не только как условие, но и как средство достижения цели обучения.

Активность студента — понятие широкое. Она имеет философский, биологический, социологический, психолого-педагогический аспекты. В данном случае нас интересует психолого-педагогический, аспект этого термина. В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения активности человека в учебном процессе. Часто психологи, педагоги сосредоточивают свое внимание на каком-то одном - двух признаках активности и характеризуют ее как «напряжение умственные сил» или «проявление инициативы, интереса», как «способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями» и т. д.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Фрагмент урока «Устройство компьютера»
При изучении компьютера на уроках информатики можно использовать следующие формы занимательного материала: дидактические и компьютерные игры; ребусы; загадки; стихи, сказки; кроссворды и т.п. (см. пункт 3.3. данного пособия). Ознакомление с устройством ПК можно построить как урок – сказку. Компьюша ...

Воспитательная ценность дежурств
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте
В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Пед ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru