При организации деятельности (игры, занятия) в условиях формирующего эксперимента учитывалось следующее:
- Возрастные особенности детей
- Социальные условия жизни детей
- Особенности формирования игровой и учебной деятельности детей
Остановимся на методики формирующего эксперимента.
Для фopмирования у дошкольников нpaвственных пpeдставлений мы, прежде всего, изучили приpoдные, культуpные, coциальные и экономические ocобенности нашего края, познакомились с обычаями и традициями татарского народа, фонограммы, атрибуты для игр: сундук, бейсик; одежду для ряженья: камзолы, сапоги-ичиги, тюбетейки и др. Атрибуты старались изготовить яркие, чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их. Чтение татарских сказок, пословиц. Разучивание народных татарских подвижных игр.
Так как ключевыми факторами нравственного воспитания являются игра, обычаи, искусство, то свою работу мы начали со знакомства детей с обычаями и традициями татарского народа. Ведь именно на них придерживается духовно-нравственная жизнь народов. Чем разнообразнee традиции, тем внутренне богаче народ. У татарского народа существует более 130 обрядов. В работе с детьми мы применяли семейные обряды, связанные с рождением ребенка, а также бытовые обряды, включающие игровые и обряды праздников.
В начале учебного года нами был разработан перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с обычаями и традициями татарского народа. В течение учебного года мы познакомили дошкольников с одной традицией, после чего обыгрывали эту традицию в сюжетно-ролевых играх для уточнения и обогащения предcтaвлeний о быте татарского народа, а также о нравственных нормах проведения.
«Ребенок – это цветок души, зеница ока», – говорится в народе. Поэтому в семейных обрядах «Исем кую» (мулла читает молитву, дает ребенку имя). Необычной была игра «Знакомство». Дети стоят в кругу , поют и передают друг другу тюбетейку и называют свое имя: «Меңең исемем .».
Много бесед проводили о татарском радушии. Это отличительное свойство татарского народа: «Гость на порог – счастье в дом», – гласит татарская пословица. О щедрости и радушии подтверждают обряды, «Празднование Науруз» - встреча начала нового года, «Сабантуй» является добрым знаком и вселяет удачу. Он воспитывает в детях доброжелательность, радушие, способствует сближению детей. Детям приносит немалое наслаждение, когда их осыпают лакомствами с пожеланиями удачи, благополучия, богатства. Собрав конфеты, дети старались поделиться с друзьями.
Сабантуй – это большой праздник. Самый любимый и веселый в нашем саду. Наш детский сад готовиться к празднику заранее. В назначенный день мы с детьми наряжаемся в национальные костюмы и отправляемся собирать поделки и украшения (дети делают их сами, своими руками). Самый почетный подарок – это вышитое национальным узором полотенце (девочками). Сбор подарков сопровождается веселыми песнями, шутками и прибаутками. Все подарки привязываем к длинному шесту и не снимаем до окончания праздника. В этот день у всех приподнятое настроение, все оживлены и веселы. Эти моменты оставляют неизгладимые впечатления в душе каждого ребенка.
Татар всегда отличало радушие, простота, естественность в общении. Эти качества воспитываются в детях при знакомстве с праздничным обрядом «Празднование Науруз»: Науруз –день весеннего равноденствия.
Информация по теме:
Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как
педагогическая проблема
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне ...
Способы и правила создания проблемных ситуаций
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых зна ...
Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах
Еще одна сказка, (авторская) которая не могла бы появиться без музыки. Фрагмент из сказки «Музыкальные игрушки» В. Ф. Одоевского, где главное действующее лицо – музыкальный инструмент «табакерка» и маленький мальчик, которого заинтересовал этот чудо – инструмент, его звучание, внешний вид. Краткое ...