Интеллектуальная одаренность – это умственная продуктивность;
"Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни" (В.Штерн)
Интеллектуальная одаренность – это высокие умственные способности, включающие быстрое усвоение материала, выдающуюся память, гибкость и продуктивность мышления, которые в большинстве случаев сопровождаются стремлением к знаниям.
Интеллектуальная одаренность – это системное, развивающееся качество психики, определяющее возможность достижения человеком высоких, необычных или незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Интеллектуально одаренные подростки выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (актуальная одаренность) или имеют внутренние, потенциальные предпосылки и психологические возможности для таких достижений (потенциальная одаренность).
В качестве основных сфер проявления интеллектуальной одаренности выделяют:
интеллектуальную (высокий уровень развития мышления, памяти, воображения, позволяющих успешно решать различные задачи);
сферу академических достижений (быстрое продвижение в различных областях знания);
креативность (стремление к творческим, нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем);
общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером);
сферу художественной деятельности (успешность в различных видах искусства: музыке, изобразительной деятельности и др.);
двигательную сферу (хорошая зрительно– двигательная координация, владение своим телом, интерес к занятиям, требующим физической нагрузки).
При этом выделяют семь относительно независимых видов интеллекта, через которые общая интеллектуальная одаренность становится специальной:
лингвистический, основанный на чувствительности к смыслу и эффективной вербальной памяти;
логико-математический, как способность оперировать категориями, понятиями и символами;
пространственный, как способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, оперировать объектами в уме;
телесно-кинестетический, как способность использовать двигательные навыки;
музыкальный – способность исполнять, сочинять и эмоционально воспринимать музыку;
интраперсональный – способность понимать и опознавать собственные чувства;
интерперсональный – способность замечать и различать мотивацию, намерения, темперамент других людей. Часто 6 и 7 виды одаренности выступают вместе.
Все они характеризуют интеллектуальную одаренность в ее специфических проявлениях.
Потенциальная одаренность проявляется и развивается при благоприятных условиях.
На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Один из главнейших факторов – обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую – повышается. Специальные программы, направленные на то, чтобы обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться. Ряд наблюдений показал, что специально организованная обогащенная среда в младенчестве и раннем детстве обычно оказывает умеренное, но стойкое влияние на IQ и, что более важно, на успеваемость.
Информация по теме:
Характеристика образовательных программ ДОУ
Воспитательно-образовательная программа - это документ, определяющий содержание образовательного процесса в детском саду. В нем учитывается все: цели и задачи работы педагогов с детьми, основные направления и формы работы, организация среды, в которой находится малыш, сумма знаний, умений и навыков ...
Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях
интернатного типа
Известно, что дети с раннего возраста находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психолого-педагогических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в учреждениях данного типа, характерным является то, что у них ...
Понятие дидактической поисковой модели
Дидактические поисковые модели основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Понятие "дидактические поисковые модели" отличается от понятия метода обучения, т.к. включает в себя, кроме метода обучения, также и деятельность учащихся и позицию учителя. Обобщенной ба ...