Организация заданий подобным образом существенно облегчает процесс понимания текста, поскольку учащиеся имеют возможность предвосхитить смысловую структуру текста с помощью предложенных в УМК упражнений.
Сравнительный анализ УМК показал, что из четырех сравниваемых учебников УМК Кузовлева В.П. и зарубежный УМК Target наиболее соответствуют современным задачам обучения иностранным языкам, поскольку в структуре данных УМК представлены упражнения, направленные на обучение всем видам речевой деятельности.
1. Аудирование, как один из видов коммуникативной деятельности, играет очень важную роль в процессе преподавания иностранных языков. Если учащиеся обладают хорошо сформированными аудитивными умениями, аудирование может стать одним из средств развития кругозора учащихся, поскольку большое количество современных текстов для аудирования обладают богатым познавательным потенциалом.
2. Обучение аудированию повышает не только уровень иноязычной речевой деятельности, но и оказывает положительное действие на родной язык. Вследствие этого повышается культура речевой деятельности и общения как на родном, так и на иностранном языке.
3. В процессе обучения аудированию учитель должен сформировать и развить у учащихся умения составлять общее представление об услышанном, извлекать конкретную информацию из текста в соответствии с поставленной задачей, отделять главное от второстепенного, понимать значение незнакомых слов на основе контекста. Развитие данных умений возможно на основе обучения учащихся вероятностному прогнозированию.
4. Механизм вероятностного прогнозирования предполагает умение прогнозировать содержание аудиотекста на основе имеющихся лингвистических и коммуникативных знаний, а также на основе имеющегося у учащихся опыта. С методической точки зрения развитие данного механизма происходит с помощью специально подобранных упражнений.
5. В ходе исследования было установлено, что обучать аудированию и прогнозированию надо с учетом того, что прогнозирование содержания текста происходит на двух этапах - на предтекстовом этапе, а также на этапе предъявления текста. На предтекстовом этапе учащиеся обучаются прогнозировать смысловую структуру аудиотекста на основе установки, предъявляемой учителем, на основе заголовка текста и предтекстовых упражнений. На этапе обучения непосредственному восприятию текста сущность прогнозирования заключается в том, чтобы предвосхитить последующую фонетическую, лексическую или грамматическую единицу.
6. В целом, умение прогнозировать смысловую структуру текста является одним из основных умений в процессе аудирования, и обучение аудированию на основе прогнозирования смысловой структуры способствует развитию не только аудитивных навыков, но и всех видов речевой деятельности в целом.
7. Из четырех проанализированных УМК только два учебных пособия целенаправленно развивают навыки аудирования. Более ранние отечественные издания (УМК под редакцией Денисовой Л.Г., 1995, УМК под редакцией Сафоновой В.В 2001) не направлены на формирования навыков аудирования.
Информация по теме:
Сущность проблемного обучения
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Под проблемным обучением обычно ...
Математическая статистика
Оценка показателей уровня физической подготовленности школьников 14-16 лет проходили через каждые 2 месяца (сентябрь - май), а физического развития два раза в год. Затем подсчитывался показатель прироста по отношению к предыдущему контрольному испытанию и в целом за весь учебный год. Статистическая ...
О составлении опорных сигналов при обобщении знаний
Одна из актуальных задач обучения — вовек рациональных путей обобщения учебного материала. Обобщение позволяет выделить главное во все увеличивающемся потоке информации, способствует систематизации знаний, развитию мыслительной деятельности учащихся. Опорный сигнал — это образный план излагаемого м ...