В 3-4 года дети ориентируются на внешний признак, а именно тяжелей то, что больше по размеру. Когда они берут предмет в руки, иногда в одну руку, дети его сжимают, раскладывают при этом словами тяжелее – легче не пользуются. При этом они не могут найти такой же предмет по массе, весы же используются детьми в качестве игрушки. Относительность массы никак не фиксируют.
В 4-5 года определяют большой предмет как тяжелый; пытаются передвигать, перекладывать предмет, взвешивают на ладонях рук, перекладывают с одной ладони на другую и пользуются словом тяжелый, весы также не используются по назначению. Такой же предмет по массе пытаются искать, но безуспешно. Соотношение массы также не воспринимаются.
В 5-6 лет высказывали сомнение по поводу оценки массы предмета (большого и маленького), пытаются поднять предмет двумя руками, переложить его; взвешивают предметы на ладонях, перекладывая из одной руки в другую; оценивают предметы как легкие или тяжелые; используют весы по назначению; соотношение предметов по массе различают практически, но в речи не выражают; находит такой же предмет с небольшой ошибкой.
Овладение умением определять массу происходит в сравнении предметов с контрастной разницей, в среднем в 100-граммовой зоне тяжелых предметов. Используемая методика обучения аналогична той, что применяется при освоении других величин: выбери «бревно», которое сможет донести Михаил Иванович, и то, которое посильно Мишутке (соотношение); отбери мешочки, одинаковые по массе (группировка по признаку); сначала найди самую легкую машинку, затем ту, что тяжелее. Сколько машинок ты отобрал? Чем они отличаются? Так реализуется упорядочивание.
Как правило, взрослый способствует освоению ребенком 3-4-х лет общих представлений о массе как признаке предметов; развитию умения отражать результаты сравнения в речи, пользуясь словами тяжелее – легче, тяжелый – легкий, одинаковые – разные. Для этого дети в самостоятельных играх, быту, природе перебирают предметы, перекладывают, находят те, которые могут передвинуть, поднять и переложить на другое место. Образец как меру для сравнения дети 3 – 4 лет еще не воспринимают. С этого возрастного периода начинается накопление опыта восприятия и различения предметов по массе.
Необходимо развивать у детей 4 – 5 лет точность восприятия; учить их сравнивать «на руке» не очень контрастные по массе предметы; упражнять детей в определении относительности оценки веса когда один и тот же предмет может быть тяжелее одного, но легче другого; развивать умение устанавливать отношения равенства и неравенства между предметами. Для этого используются упражнения «Выбор по образцу». Например, один из пяти мешочков с песком выбирается в качестве образца (эталона), обследуется «идеальным» действием; затем ребенок ищет среди оставшихся такой же или более тяжелый (легкий) мешочек; дети овладевают умением располагать три и более предметов разной массы при одной и той же разницы масс в возрастающем или убывающем порядке.
В 5 – 6 лет дети осваивают умения сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных или электронных весов, проверяя таким образом результаты сравнения предметов путем «идеального» действия; определяют равенство и неравенство, независимо от внешнего вида. Например, большие по размеру, но легкие, маленькие пакеты или мешочки, но тяжелые. Самостоятельно группируют и классифицируют предметы по массе, строят сериационные ряды из 7 – 10 предметов.
В 6 – 7 лет дети включаются в поиск ответов на вопросы типа «Можно ли, измеряя ложкой песок в двух мешочках, определить массу того и другого? Что узнаете при этом?» при этом все действия выполняются практически.
Педагог может перед детьми поставить познавательную задачу: найти способ выявления равенства по массе двух сосудов с водой, пользуясь двумя стаканами разных размеров. Или при определении массы необходимо установить связь между делением целого на не равные и равные части и массой частей, то есть оценивается объем жидкости, массы сыпучих тели деления плоских, объемных предметов.
Данные экспериментальных исследований и практический опыт свидетельствуют о необходимости интегрировать в педагогическом процессе детского сада разные виды детской познавательной деятельности: измерения, сравнения, счет и деление целого на равные части.
В предметно-игровой среде каждой возрастной группы необходимо иметь комплект материалов для развития у детей «барического чувства», представлений массе умений сравнивать, изменять вес предметов. Это прежде всего мешочки с речным песком, древесными опилками одинакового веса и разного размера. Оперируя с таким материалом, ребенок может найти, исходя из практической потребности, два мешочка разных по размеру, но одинаковых по массе. Пересыпать часть песка в другой мешочек, чтобы уравновесить их или, наоборот, сделать разными.
Информация по теме:
Исследование влияния проблемной ситуации на
активизацию мыслительной деятельности учащихся
С целью экспериментальной проверки степени активизации мыслительной деятельности была исследована выборка из 25 учащихся 10 «а» класса (15 мальчиков и 10 девочек). Физически и умственно все дети здоровы. Результаты исследования по методике № 1 представлены в таблице 1. Таблица 1. № Время Скорость п ...
Организация учебной деятельности учащихся на уроке
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продуманно они не подбирались учителем. Этот процесс не может быть осуществлен вне форм организации познавательной деятельности учащихся так же, как не бывает и вне времени и пространства. В философском смысле понятие «фо ...
Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в
онтогенезе
Основополагающее значение для понимания грамматического строя и словообразования в частности имеют работы А.Н. Гвоздева, С.А. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. В исследованиях известного лингвиста А.Н. Гвоздева собран уникальный фактический материал. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процес ...