Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношения со сверстниками. В общении детей очень быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.
В речевой коммуникации старших дошкольников с ФФН были выявлены следующие особенности: в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и среди нормально говорящих детей, т.е. уровень благоприятных взаимоотношений является достаточно высоким, число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных». Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности, попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
Качествами, обеспечивающими лидерство, являются: успех во всех идах деятельности (игровой, продуктивной, трудовой, достаточный уровень сформированности коммуникативных умений. Кроме этого, положение ребенка в коллективе сверстников тесно связано со степенью тяжести речевого дефекта. Так, дети, занимающие высокое положение в системе личных взаимоотношений, как правило, имеют сравнительно хорошо развитую речь, в то время как среди детей, занимающих неблагоприятное положение, есть дети с положительными качествами личности, хорошим поведением, но с более тяжелым речевым дефектом, который и является определяющим в иерархии межличностных отношений.
К литературе отмечается, что дети с дизартрией, ринолалией, часто отказываются от речевого контакта, применяют различные уловки, маскируя дефект.
Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. У него также формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.
По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом, как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы.
Ребенок шести-семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В зависимости от степени развития этого чувства до школы он будет относиться к своим новым школьным обязанностям.
Характер и личность. К концу дошкольного возраста большинство черт характера ребенка уже полностью сформированы, они сформировались в процессе обучения в детском дошкольном учреждении и в общении с окружающими людьми. Если сформировавшиеся черты характера будут соответствовать новым условиям жизни ребенка, то он успешно пройдет школьную адаптацию и эти черты характера будут в дальнейшем совершенствоваться и шлифоваться. Но если сформированные черты не соответствуют новым требованиям и нормам, то ребенку предстоит пройти ломку характера – процесс крайне тяжелый и болезненный для самооценки и самоопределения маленькой личности.
В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения принятыми среди других людей. Дети 6-7лет уже обладают способностью к произвольному поведению. У них уже сформированы некоторые сознательно контролируемые выражения лица, мимики, жеста. Например, «честное» выражение лица с открытым взглядом, устремленным в глаза взрослому, специально демонстрируемое взрослому, когда в действительности ребенок что-либо утаивает. Хотя в целом мимические реакции ребенка в этом возрасте все еще остаются достаточно непосредственными.
В старшем дошкольном возрасте ребенок все более желает быть признанным как взрослыми, так и сверстниками. Если признание со стороны взрослого для ребенка выражается в поддержке и в поощрении, то в отношениях со сверстниками для ребенка важны как моменты взаимной поддержки, так и соревнования. Здесь потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше всех». Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. Однако стремлению «быть лучше всех» могут способствовать негативные компоненты. Реализации потребности быть признанным могут сопутствовать и негативные личностные образования, такие как ложь или зависть. Которые при условии неправильного к ним отношения со стороны взрослого могут стать чертами личности ребенка.
Информация по теме:
Описание предметной области
и ситуации
Моей системой, в которой возникла проблемная ситуация, является план создания студенческого портфолио. Обсуждение тематики создания и использования портфолио в вузе опирается на такие взаимоопределяющие тенденции в развитии российского образования, как: - Оформление постиндустриального общества рын ...
Проблема определения тотальных размеров тела у детей и подростков
Как правило, в педагогической практике физическое развитие ребёнка оценивается, главным образом, по изменениям с возрастом тотальных размеров тела (рост, вес и окружность грудной клетки). Исследования в этой области позволили установить, что наиболее интенсивный прирост в морфологическом развитии р ...
Тематический план
Тематический план – это документ, определяющий номер и наименование темы, последовательность изучения тем, и количество часов, отведенное на тему. Тематический план составляется, как правило, на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учеб ...