Гуманизация учебно-воспитательного процесса и направленность школы на развитие личности учащихся поставили перед начальным звеном школы проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, литературного и нравственно-эстетического развития. Безусловно, вдумчивое чтение книг, размышление над книгами – несомненное, общепризнанное средство развития, совершенствования чувств и качеств личности. Следовательно, сегодня остро встает вопрос о развитии читательских интересов учащихся и воспитании культуры чтения, значит, целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы и главным образом начальной.
Данная проблема, как одна из основных целей обучения литературного чтения на ступени начального общего образования подчеркивается в разделе - стандарт начального общего образования по предмету литературное чтение в соответствии с утвержденным приказом Минообразования России в «ФГОС начального общего образования».
На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие противоречия:
с одной стороны, обществу нужны люди, которые рассматривают чтение как одну из составляющих перспектив духовности, интеллекта, культуры, а с другой стороны, есть проблемы сформированности интереса к чтению;
с одной стороны, ФГОС требует на выходе из начальной школы сформированность интереса к чтению, а с другой - детское чтение кричит СОС;
с одной стороны, вопросы о формировании интереса к чтению в методической науке изучен достаточно, описано множество приемов и форм, направленных на его формирование, а с другой стороны, отсутствуют какие-либо рекомендации по его осуществлению.
Из этих противоречий вытекает проблема выстраивания системы деятельности по формированию интереса к чтению у младших школьников.
Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?
Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них следует отметить Г.Н. Кудину, З.Н. Новлянскую, Т.Г. Рамзаеву, М.Р. Львова, О.В. Сосновскую, Н.Н. Светловскую, О.В. Джежелей.
Мы рассматриваем в качестве такого средства систему внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений писателя XIX века Владимира Ивановича Даля.
В связи с вышеизложенным была определена тема дипломного проекта: система внеклассных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля.
Целью данного проекта является разработка системы внеклассных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса на примере изучения произведений В.И.Даля, и пробирование с целью определения действенности разработанного продукта.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи.
Теоретически обосновать разработку и описать технологию проектирования внеклассных занятий, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса.
Подобрать психолого-педагогические диагностики, с помощью которых можно выявить уровень сформированности интереса к чтению у учащихся 2 класса.
Описать педагогические условия реализации системы внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений В.И.Даля, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса.
Разработать программу пробации системы внеклассных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля.
Реализовать разработанную систему занятий внеклассных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля, осуществить диагностику уровня сформированности интереса к чтению и сделать вывод о действенности данной системы занятий.
Решение обозначенных выше задач и тем самым достижение цели данного проекта предполагается через рассмотрение объекта исследования данной темы - процесс формирования интереса к чтению учащихся 2 класса через систему внеклассных занятий на примере изучения произведений В.И.Даля.
Остановимся на характеристике теоретических основ проекта.
Нам необходимо определить, что такое интерес и что понимается под познавательным интересом в педагогике, для этого раскроем эти понятия.
Информация по теме:
Анализ развития идеи народной педагогики в истории
Казахстана
Народная педагогика Казахстана представляла собой синтез педагогической мысли, опыта и традиции разных этнических компонентов, из которых формировались народы этого региона. Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения ...
Исследование состояния речи детей среднего дошкольного
возраста
Целью проведения исследования является выявление влияния сюжетно-ролевой игры на развитие речи детей среднего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование проводилось нами в сентябре-декабре 2012 г. в МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» комбинированного вида города Белово». Эксперимент проводил ...
Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики
В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют ...