Индивидуальные результаты диагностического исследования представлены в приложении данной работы. (См. приложение)
Анализ проявления признаков агрессивности у детей позволил сделать выводы о том, что 5 детей набрали – 18– 26 баллов, соответствует высокому уровню агрессии;
5 детей набрали – 11 – 15 баллов, соответствует низкому уровню агрессии;
Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д.), изображение двоих животных – один нападает, другой убегает (См. Приложение). Например: у Максимчук Нелли – крупное животное, с когтями, зубами, хвостом; все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию ребенка.
На рисунках детей с низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. (См. Приложение). Например: у Дикопольцевой Карины – маленькое животное, без когтей, без клыков и других признаков агрессии; эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии. Сравнив полученные результаты наблюдения и методики «Рисунок несуществующего животного» можно сказать, что результаты во многом совпали, но есть и расхождения. Это можно объяснить тем, что наблюдение дает общую картину поведения детей в группе, а методика «Рисунок несуществующего животного» позволяет увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к окружающему его миру. Но результаты методики несут в себе большую ценность для исследования. Также в результате исследования у некоторых детей были выявлены признаки скрытой агрессии.
В данной работе мы выяснили, что агрессия – это деструктивное, то есть наносящее вред, ущерб, либо влекущее уничтожение одушевленных или неодушевленных объектов; индивидуальное или коллективное поведение.
Часто взрослые делают очень большую ошибку, когда считают агрессивными тех детей, которые балуются.
Агрессия может возникнуть при разных обстоятельствах, например: гнев, страх, горе, гиперактивность, замкнутость, незащищенность или когда ребенок испытывает чувство вины и т.д. Есть такие случаи, когда без психолога не обойтись, но можно справиться и без помощи психолога, главное заметить отклонения в поведении и принять меры. Для этого существует много консультаций для родителей и педагогов, тесты и многое другое.
Агрессия поддается изучению у более взрослых детей, так как у детей младшего возраста агрессия не так ярко выражена.
«Сверхзадача» данной работы состоит в том, чтобы способствовать повышению психологической культуры и чувства ответственности взрослых за каждое слово или действие, обращенное к ребенку и, особенно к ребенку, пережившему лишения и утраты, психические травмы. В большей части работы рассказывается о пагубном влиянии травматического опыта: смерти или утраты родителей и других близких, проживание длительное время в семье алкоголиков, последствия сексуального и физического насилия, оскорблений и унижений. Важное место здесь отводится характеристике эмоциональных основных о поведенческих проблем депривированных детей и рекомендациям по их преодолению в рамках учебно-воспитательного процесса.
Информация по теме:
Изучение жизни и творчества С. Есенина на
завершающем этапе литературного образования
Эпиграфом к общей теме "Сергей Есенин. Жизнь и творчество" могут стать слова А. Серафимовича "Это был великий художник. С огромной интуицией, с огромным творчеством, единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых ...
Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения
Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения не должны рассматриваться в отрыве от социально-исторического контекста, от актуальных задач, которые поставил перед наукой новый этап научно технического прогресса. Бурное развитие компьютерной техники и широкое ее применение в различных сфе ...
Параметры психологического измерения субъективного отношения
к природе
Каждое субъективное отношение личности может быть охарактеризовано с помощью целого ряда параметров. Соответственно запечатленность потребностей личности в объектах или явлениях природы характеризуется тремя параметрами: структурно-содержательным – широтой: в каких именно объектах и явлениях природ ...