Таким образом, программа "Развитие" позволяет решить вопрос о преемственности в математическом развитии у дошкольников и младших школьников в контексте методики развивающего обучения.
И, наконец, особую значимость для интерпретации основных положений программы "Развитие" имеет концепция ее главного автора Л.А. Венгера о развитии способностей, понимаемых как ориентировочные действия со специфическими для дошкольника образными средствами для решения задач. С учетом изложенных теоретических положений определялись и основные цели развития умственных и художественных способностей ребенка, специфически дошкольных видов его деятельности.
Отличительными особенностями программы "Развитие" по сравнению с другими образовательными программами являются:
-создание в группах благоприятного психологического климата, теплого и доброжелательного отношения к детям;
-проведение большинства занятий в подгруппах с численностью 8-10 детей в каждой;
-утверждение новых форм развивающих занятий (совместное решение с детьми задач, помощь в организации совместной деятельности, свободный выбор детьми занятий, предоставление им свободы действий - работать стоя или сидя, ходить по группе, сидеть на ковре и т. д.);
-предоставление детям самостоятельности в работе по развитию игры и физическому воспитанию (эти виды деятельности выносятся за пределы занятий);
-эмоциональное насыщение занятий по изобразительному искусству.
Новым разделом рассматриваемой программы является "Развитие логического мышления" в старшей и подготовительной группах, в котором утверждается идея о том, что старшие дошкольники вполне могут "перешагнуть" барьер между наглядно-образным и логическим мышлением при помощи наглядных моделей особого рода: наглядная форма имеет в них условно-символическое значение. В качестве моделей используются "круги Эйлера". В процессе обучения дети переходят от моделей с двумя уровнями обобщения к моделям с тремя-четырьмя уровнями и от использования моделей, предложенных взрослыми, к самостоятельному их составлению.
Заканчивая краткий анализ программы "Развитие", подчеркнем, что ее содержание ориентирует педагогов на интенсификацию интеллектуального развития детей во всех видах их деятельности. При этом следует особо отметить, что программа определяет не только то, чему необходимо научить детей, но - и это самое главное- как, каким образом, с помощью каких средств, форм и методов вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, чтобы реализовать определенные программные установки.
Авторами программы «Истоки» являются Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др. Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса.
Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты:
Информация по теме:
Влияние занятий спортом на физическое развитие учащихся
Занятия физическими упражнениями в молодом возрасте предъявляют большие требования к физическому развитию. Поэтому при организации таких занятий необходимо особенно тщательно проводить наблюдения за влиянием различных тренировочных средств и методов на изменение физического развития занимающихся. И ...
Общая характеристика пространственного
мышления
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных д ...
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать: – название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села); – государственную символику России; – государственные праздники. – основные свойства воздуха, воды; – условия, необходимые для жизни живого сущест ...