Проблема развития памяти в научной литературе

Педагогика » Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка » Проблема развития памяти в научной литературе

Страница 6

В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с деятельностью, а также протекание ее актов как особых самостоятельных (мнемических) действий. Пути практического воздействия на память человека и ее совершенствование. В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности осмыслить и структурировать запоминаемый материал, пятые - на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических приемов и действий. Все эти методы, в конечном счете, основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельность. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его понимание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. При наличии продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в своем воображении. А так как способность что-либо зрительно представить положительно влияет на способность к запоминанию, то приемы, направленные на развитие воображения, одновременно служат совершенствованию образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

Таким образом, при осуществлении деятельности по развитию памяти необходимо выполнять общие условия успешного запоминания:

1. Материал должен быть интересен для запоминающего;

2. У запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал;

3. У запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания;

4. Материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации;

5. При заучивании материала до 1000 слов (3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений;

6. Число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений);

7. Между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа;

8. Процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

Таким образом, можно сделать вывод, что память может быть содержательно определена как психологический механизм (совокупность психических процессов) системной организации индивидуального опыта в качестве необходимого условия осуществления предстоящей деятельности.

Выделяют несколько видов памяти таких как: кратковременная, долговременная, оперативная, двигательная, зрительная, слуховая, эмоциональная память. Кроме названных, есть и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая. Все виды памяти связаны с восприятием человека. Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в запоминании и воспроизведении материала память делят на непроизвольную и произвольную. Для лучшего запоминания используются специальные приемы, они эффективны тогда, когда они подходят человеку, адаптированы для него или придуманы, исходя из сложившегося жизненного опыта или знакомства с данными о психологии памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Информация по теме:

Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности учащихся
Кратко проанализируем процесс овладения учащимися знаний, навыков и умений. Под знаниями понимают совокупность усвоенных учеником сведений, понятий, представлений о предметах и явлениях окружающего мира и деятельности. Ученик овладевает знания путем изучения и обдумывания определенных явлений и зак ...

Формирование толерантности в начальной школе
В последнее время всё чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Несомненную важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого 16 но ...

Фрагмент урока «Устройство компьютера»
При изучении компьютера на уроках информатики можно использовать следующие формы занимательного материала: дидактические и компьютерные игры; ребусы; загадки; стихи, сказки; кроссворды и т.п. (см. пункт 3.3. данного пособия). Ознакомление с устройством ПК можно построить как урок – сказку. Компьюша ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru