Понятие и сущность формирования научного мировоззрения

Педагогика » Формирование основ мировоззрения младших школьников » Понятие и сущность формирования научного мировоззрения

Страница 3

Если, например, изучается материал о том, что долгое время люди представляли Землю плоской и что она якобы находится в центре Вселенной, очень важно показать, как постепенно ученые получали материал, который свидетельствовал о необоснованности подобных взглядов. Особенно убедительным в этом отношении является путешествие Магеллана вокруг Земли, а также открытие Америки Христофором Колумбом. В конце концов было доказано, что Земля представляет собой форму шара и вращается вокруг Солнца.

Другой пример. При изучении истории Отечественной войны 1812 года раскрывается размах партизанского движения в борьбе с французами. Здесь и возникают вопросы: чего хочет достичь учитель на уроке и какие факты, в каком изложении окажут наиболее сильное воздействие на формирование мировоззрения учащихся? Видимо, нужно показать, что в составе партизанских отрядов были и крепостные крестьяне, и солдаты, и женщины, и подростки. О чем это свидетельствовало? О большом патриотизме россиян, об их стремлении защитить свою родину от врага, о всенародном характере войны.

Во-вторых, в процессе формирования мировоззрения необходимо обеспечивать глубокое научное истолкование всех изучаемых явлений, процессов, уяснение заключенных в них причинно-следственных связей. Долгое время, например, людям были непонятны причины развития растительного и животного мира, исчезновения одних видов и стойкости выживания других. Появление теории Ч. Дарвина о естественном отборе позволило дать материалистическое объяснение этих причин и лишило их мистической окраски. Осмысление идей генетики убедительно раскрывает материалистическую основу наследственности и разоблачает научную несостоятельность лысенковского "учения" о передаче по наследству тех свойств и качеств, которые приобретаются живыми организмами под влиянием внешних воздействий.

В-третьих, нужно побуждать учащихся к выяснению всех возникающих у них вопросов, развивать их пытливость и потребность в осмыслении всех явлений, происходящих в природе и обществе. В связи с перестройкой и обновлением всех сфер жизни общества школьники не перестают размышлять и дискутировать о причинах тех трудностей, которые возникли у нас в ходе осуществляемых преобразований, а также о путях их преодоления. Вопросы не простые, но школа не может от них уходить, как это бывало в прошлом. Искренний и глубокий анализ серьезных недостатков, которые допускались и допускаются в ходе перестройки, будет способствовать формированию правильного отношения к тем социально-экономическим преобразованиям, которые осуществляются.

Вторым дидактическим и воспитательным условием перевода знаний во взгляды и убеждения учащихся является придание обучению общественной направленности. Здесь имеет значение раскрытие социально-политической основы общества, разграничение в нем различных политических сил и партий, их отношение к тем сдвигам, которые происходят в демократическом развитии общества. Учащиеся должны уяснить, в каком направлении мы движемся, какие прогрессивные преобразования осуществляются в нашей экономике и социальных отношениях.

Третьим дидактическим и воспитательным условием формирования у учащихся научного мировоззрения является соблюдение принципа историзма при изучении программного материала. "История — школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образцы . На героических традициях родной истории воспитывается наше молодое поколение".

Исторический подход в обучении является средством повышения у учащихся интереса к познанию и способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Д.К. Максвелл по этому поводу писал:

«Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития . открытий».

В то же время он отмечал, что историзм в обучении позволяет более обстоятельно овладевать изучаемым материалом, так как "наука усваивается всегда наиболее полно в состоянии ее возникновения.

Для формирования мировоззрения историзм в обучении помогает раскрывать генезис и сложные пути развития истины в науке, освещает борьбу между силами прогресса и реакции, способствует осознанию закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений. Например, учащиеся при изучении истории познают причины возникновения мифических представлений о развитии природы и общества, а также религиозных верований как своеобразной формы идеологии. Вместе с тем исторический материал из различных отраслей знаний помогает школьникам осознавать объективные социально-экономические предпосылки развития общества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики
В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют ...

Экспериментальное исследование выявления интеллектуальной одаренности школьников
Целью данного эксперимента было выявить интеллектуально одаренных детей (ребенка) в экспериментальной группе, а также проанализировать общую ситуацию, в которой она развивается. В качестве экспериментальной группы было выбрано десять школьников восьмого класса средней школы с различным уровнем успе ...

Роль общения с близкими взрослыми и сверстниками в формировании образа «Я» у дошкольников
Образ самого себя складывается у детей в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми. Его формирование начинается, по-видимому, еще задолго до дошкольного возраста, так как к трем годам многие дети располагают уже довольно ясными и точными представлениями ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru