По данным исследований А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых (1990), дети 7-8 лет, пришедшие из детских домов в школу, не умеют играть ни в сюжетно- ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры – драматизации, в которых дети импровизируют на темы любых книг, мультфильмов, телепередач, Игры, которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, не доступны им по выражению и переживанию. В лучшем случае им доступны простейшие игры- манипуляции, характерные для более маленьких детей. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях в этом возрасте. Которые вряд ли удастся восполнить.
Рисунки детей, воспитывающихся вне семьи, отражают влияние деривационных факторов, приводящих к нарушению глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых, всем окружающим миром.
Дети из учреждений социально- педагогической поддержки проявляют в младшем школьном возрасте повышенную готовность выполнить любое задание учителя, воспитателя, взрослого. Исполнительность воспитанников облегчает в дальнейшем обучение детей. Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из детского дома, интерната.
Приюта, что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В то же время исполнительность сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника.
Воспитанники учреждений интернатного типа с раннего возраста живут в условиях гиперопеки, дефицита общения со взрослыми чрезмерной заботы со стороны взрослых. Ограниченное, групповое общение детей со взрослыми не предоставляет самостоятельности ребенку.
Дети младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, довольно часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления. Неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и качеством учебной деятельности, ее успешности .
Особо следует остановиться на рассмотрении психолого-педагогических особенностях подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностью во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания, усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлением грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). Для них характерны отклонения в общении с взрослыми, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате своей ценности и ценности другого человека.
По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности:
1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе, – творчество, познание, активная деятельность в жизни. У них наблюдается убеждение в своей ненужности обществу, в невозможности добиться в жизни чего0то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;
2. Среди ценностей у них на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем- здоровье; но эти ценности представляются им недоступными в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт, один из источников стресса;
3. Повышенный уровень тревожности и агрессивности;
4. Изменение направленности интересов - свободное времяпровождение (в подъезде, на улице, и др.) .
Л.С. Выготский выделил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков. К ним относятся:
1. Эгоцентрическая динамика – интерес к собственной личности;
2. Доминанта усилия – тяга подростков к сопротивлению, волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.
3. Доминанта романтики - стремление к неизвестному, рискованному, к героизму .
Продолжение этих изменений в подростковом возрасте изучает Д.Б. Эльконин, который выделил симптомы развития. К ним относятся возникновение трудностей, в отношениях со взрослыми, (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов). В это время дети начинают вести дневники, тайные тетради, в которых свободно независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства.
Информация по теме:
Приемы, способы и
средства активизации познавательной деятельности на учебных занятиях
Одним из важнейших средств развития познавательной активности и творчества студентов являются задачи и творческие задания. В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой зада ...
Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического
исследования
Сегодня уже стало аксиомой, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, формирование ценностного отношения к окружающему миру и действительности, на осн ...
Воспитательный потенциал семьи
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания Под воспитательным потенциалом семьи современные ученые понимают характеристики, отражаю ...