Содержание учебного материала – стержень урока

Педагогика » Педагогические условия реализации современных требований к уроку » Содержание учебного материала – стержень урока

Страница 2

Однако понятие « содержание учебного материала» не исчерпывается наличием вышеперечисленных компонентов. В него входят практические задания и упражнения, способы выполнения действий, при помощи которых ученик усваивает навыки и умения, в том числе умения добывать новые знания и успешно применять их на практике, правила, необходимые для выполнения домашних заданий. Аналогичной формой знаний является и конструктивно-технический образ, отражаемый в виде моделей, чертежей, схем или представлений конкретного предмета. Есть еще одна очень важная составляющая содержания учебного материала – это методы научного исследования и мышления, характерные для отдельных отраслей наук, которыми овладевают учащиеся, и без знания который невозможно усвоить знания. Это способы познавательной деятельности, методы и средства развития интеллектуальных способностей учеников, теоремы, требующие доказательств.

Все эти компоненты составляют логическую систему знаний, навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении того или иного предмета. Они тесно взаимосвязаны, взаимопроникают, входят друг в друга и переплетаются между собой. Учебный материал подбирается учителем фактически в свете определенных научных понятий и системы знаний по каждому предмету, в основном определяется системой научных понятий, намеченных для усвоения.

На каждом уроке учитель и ученики имеют дело с тем или иным набором, с какой-то определенной частью учебного материала.

Содержание учебного материала делится как бы на две части: необходимый материал, непосредственно связанный с темой урока, и материал второстепенный, который вводится в урок в целях усиления умственной активности учащихся, воспитательного влияния на них, в целях подготовки к какой-нибудь работе на следующем уроке и т.д.

Существует несколько требований к отбору учебного материала:

Нельзя использовать недостаточно современные и научно не выверенные и не выдержанные положения и факты.

Необходимо отобрать наиболее ценную, достаточную информацию, факты, понятия, законы, теории, всесторонне представляющие изучаемый вопрос и обеспечивающие понимание его сущности.

Материал должен быть организован таким образом, чтобы в нем была выделена ведущая идея, главное, основное звено.

Содержание учебного материала должно отражать и методы получения знаний, типичные для данной темы.

Таким образом, содержание учебного материала является для учителя как бы «сырьем», из которого создаются различные конструкции, обусловливающие способы учебного познания.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Анализ психолого-педагогических основ использования ТСО в обучении культуре иноязычного общения в средней школе
В обучении культуре иноязычно общения особое место занимают ТСО (технические средства обучения). В методике обучения иностранным языкам активно исследовались учебные возможности ТСО. Большое внимание им уделено в работах К.Б. Карпова, А.С. Лурье, М. В. Ляховнцкого и других советских и зарубежных ме ...

Диагностика определяющей рефлексии
Диагностика, которая проводилась в пятом классе, является пробной, так как мы воспользовались диагностикой определяющей рефлексии по отношению к себе для 1-3 классов, но изменили и усложнили задания и вопросы в соответствии с возрастом. Набор задач для 5 класса представлен в приложении 1. В работе ...

Профессиональная практика: место и роль в подготовке будущего специалиста
Повышение качества профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении требует решения многих проблем: Совершенствование содержания учебных дисциплин, методики их преподавания, организации контроля и др. В этом ряду профессиональная практика занимает важное место, являясь одновременн ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru