Методические системы изучения поэзии Есенина в школе

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Методические системы изучения поэзии Есенина в школе

Страница 2

Одновременно школьников стоит кратко познакомить с жизнью и творчеством великого поэта XX века. В настоящее время в программе, изданной "Просвещением" (2001), рассказ о жизни и творчестве Есенина ни в V, ни в VI классе не запланирован, хотя был бы очень уместен и имел большое воспитательное значение (особенно детство, любовь к природе, страсть к чтению, учеба в Спас-Клепиковской учительской школе и на академическом отделении историко-философского цикла Народного университета им. А.Л. Шанявского в Москве и т.д.).

В VII классе в разделе по литературе XX века, где дается краткий рассказ о Маяковском (2 часа), а также "Необычайное приключение ." и "Хорошее отношение к лошадям", уроки о Есенине также не запланированы, но в разделе "Тихая моя родина. Стихотворения о родине" (1 час) Есенин встречается в перечне предлагаемых имен среди А. Прокофьева, М. Исаковского, Н. Заболоцкого, А. Яшина и Н. Рыленкова. Очевидно, что творчество Есенина, для которого чувство родины было главным, должно быть дано здесь гораздо полнее.

Знакомство с жизнью и творчеством поэта, "штрихи к портрету" впервые кратко обозначены лишь в IX классе. Слово о поэте (2 часа, одинаково с А. Блоком, В. Маяковским и М. Цветаевой): "Вот уж вечер. Роса . ", "Гой ты, Русь, моя родная . ", "Край ты мой заброшенный . ". "Разбуди меня завтра рано . ", "Отговорила роща золотая . ", "Письмо к женщине", "Шаганэ ты моя, Шаганэ!", "До свиданья, друг мой, до свиданья .". Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина".

"В XI классе для изучения творчества Есенина отведено пять часов и названы следующие произведения. "Русь", "Песнь о собаке", "Не бродить, не мять в кустах багряных . ", "Я покинул родимый дом . ". "Я последний поэт деревни . ", "Не жалею, не зову, не плачу . ", "Письмо матери". "Мы теперь уходим понемногу…", "Заметался пожар голубой . ", "Собаке Качалова", "Возвращение на родину", "Персидские мотивы" (другие стихотворения по выбору учителя или учащихся). Поэмы "Анна Снегина" и "Черный человек".

В соответствии с программами литературного образования "Просвещения" построены учебники по русской литературе XX века и методические советы, подготовленные этим издательством.

Между тем принцип концентризма, осуществляемый в этой программе, предполагает последовательное возвращение к творчеству Есенина и даже к одному и тому же произведению в разных классах. Так, школьники IX класса должны знакомиться не только с романом "Евгений Онегин", но и с поэмой Есенина "Анна Снегина" (1925).

В программе, изданной "Мнемозиной", творческое наследие Есенина рекомендуется для чтения, бесед и изучения еще в меньшем объеме. В XI классе предлагается только лирика: "Не бродить, не мять в кустах багряных . ", "Не жалею, не зову, не плачу . ", "Мы теперь уходим понемногу . ", "Письмо матери", "Письмо к женщине", "Русь советская", "Неуютная жидкая лунность . ", "Спит ковыль. Равнина дорогая ." и другие стихотворения (по выбору учителя пять-шесть стихотворений). Лучшая и единственная из обозначенных в этой программе поэм Есенина "Анна Снегина" дается лишь для самостоятельного чтения.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Нравственные отношения педагога
В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественн ...

Методика воспитания культуры умственного труда младших классов
Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельност ...

Формирование этнотолерантности у младших школьников
В современной меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречие между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего мультикультурн ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru