Речевая деятельность в преподавании русского языка как иностранного языка

Педагогика » Обучение диалогической речи на основе развития речевых взаимодействий учащихся » Речевая деятельность в преподавании русского языка как иностранного языка

Поскольку конечной целью является обучение иноязычному общению, исходным объектом обучения становится речевая деятельность. Речевая деятельность - это процесс взаимодействия людей, использующих говорение и слушание как виды деятельности, в которых непосредственно реализуется способ формирования и формулирования мысли посредством звукового языка; а также чтение и письмо как более сложные виды речевой деятельности, так как в них отражены не только способ формирования и формулирования мысли, но и способ фиксации результатов отражения действительности. Все четыре вида являются основными видами взаимодействия людей в процессе диалогического общения.

Проблема диалогического общения - это проблема личности и группы. Вызывая у обучаемых потребность согласованной совместной деятельности, мы тем самым включаем их в процесс непрерывного саморазвития в условиях взаимопомощи и взаимоподдержки. При этом необходимо учитывать типологию личности каждого, включая преподавателя, для наиболее успешного развития творческих и речевых способностей индивида.

Такая задача достижима, если речевая деятельность, диалоговое общение становится стержнем, объединяющим совместную деятельность членов учебной группы.

Организация межличностных отношений в группе при обучении диалоговому общению на иностранном языке приобретает исключительно важное значение. Учащийся должен научиться осуществлять самостоятельную деятельность общения на иностранном языке, думая о том, что сказать, а не о том, как сказать, т.е. участвовать в деятельности, целью которой является установление контакта, взаимопонимания, налаживание взаимодействия с другими членами группы, воздействие на их знания, умения, эмоциональное состояние.

В отличие от традиционного метода, который в своей тенденции имеет стремление прийти к индивидуализированным формам обучения, т.е. где максимальный эффект достигается, когда преподаватель работает один на один с учащимся, тот метод обучения, который был предметом нашего рассмотрения, ориентирован на работу в группе. Именно в группе в наибольшей степени реализуются потенциальные возможности метода, раскрываются резервные возможности личности обучаемого. Преподаватель как бы умножает силу своего воздействия, используя ресурсы, которые несут в себе групповая дискуссия, взаимопомощь, активное общение обучающихся между собой.

Все это не может не привлекать внимание педагога к социально-психологическим аспектам, которые играют здесь несравненно большую роль, чем в любых других формах учебной работы в ВУЗе. Если обычно единственным структурным центром учебной деятельности группы является преподаватель, то при методе диалогического общения на первый план выдвигается сложная система межличностных отношений, которая возникает между самими участниками этого процесса, обучающимися, и в которую втягивается преподаватель, как один из равноправных участников диалогического общения.

Приобретает особое значение не только эмоциональная притягательность, которая всегда является основой межличностного выбора и объединения людей в группы, но и другие характеристики, опосредованные содержанием совместной деятельности, задачами, которые диктует программа обучения. Успешность обучения в существенной мере зависит от того, насколько сплоченной является группа по отношению к целям, которые предлагает преподаватель как дальнюю перспективу для обучающихся, и к тем конкретным целям, которые поставлены каждым из занятий. В данном сплоченность следует понимать как некоторое ценностно ориентационное единство группы, которое выражается в единстве мнений, единстве подходов к требованиям преподавателя, специфическим особенностям проведения учебной работы, к личности самого преподавателя, к процессу обучения как таковому.

Информация по теме:

Понятие культуры поведения детей
Прежде чем говорить об использовании оценки педагогом в воспитании поведения, необходимо раскрыть само понятие. Итак, культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм ...

Педагогические основы применения дидактической игры в процессе развития личности в вузе
В данном параграфе рассматриваются психолого-педагогические проблемы дидактической игры, раскрываются аспекты её применения в качестве средства развития профессионально значимых качеств личности в процессе организации вузовского обучения, характеризуется опыт, накопленный отечественной школой, по п ...

Анализ проведения занятий в условиях внедрения ФГТ
При проведении анализа занятий в различных детских садах в условиях внедрения ФГТ показал, что данные требования обеспечивают высокий уровень образовательного процесса в ДОУ. После внедрения ФГТ занятия стали иметь более выраженную направленность на улучшение и развитие того или иного качества ребе ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru