Определение понятий «религиозное образование», «светская школа»

Страница 2

В дальнейшем, нами будет использоваться термин «религиозное образование» в значении, предложенным Ф.Н. Козыревым - всестороннее культурное развитие личности ученика, не сопровождающееся религиозной и атеистической пропагандой, внешним проявлением мировоззренческой позиции.

Религиозное образование в государственной школе, когда оно является часть школьной программы, должно носить светский характер. Понятия светского и светскости закрепились в современной юридической практике в качестве терминов, отражающих один из принципов государственного устройства. Большой юридический словарь, определяет понятия «светский» и «секулярный» следующим образом:

секуляризация (от позднелат. saecularis - мирской, светский) - обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. В широком смысле - политика, призванная уменьшить влияние, роль церкви в тех или иных сферах жизни (напр., С. образования).

секуляризм (от англ. secular - светский) - принцип светскости (см. Светское государство).

светское государство - конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Термин «светскость» (la laicite – «лаицизм» – буквальный перевод с французского) как существительное впервые появляется в «Педагогическом словаре» Бюиссона (1887 г.). До появления в «Педагогическом словаре» этот термин использовался лишь как прилагательное («светская школа», «светская мораль», «светское государство»). Другой французский энциклопедист, Литтре (1973 г.), определял светскость как признак государства, которое «нейтрально относится ко всем культам, является независимым от духовенства и свободным от любой теологической концепции». Быть светским человеком, в XVII и XVIII вв. означало быть антиклерикальным человеком, т.е. противостоять церкви и духовенству. Боберо, юрист и историк, занимающийся проблемой формирования светскости во Франции, считает что: «Светскость - это также определенная культура, определенный идеал, это освобождение от всякого «клерикализма», то есть от порабощения духа раз и навсегда установленными взглядами, не подлежащими обсуждению. Это вполне логично, так как светскость предполагает не только свободу вероисповедания в широком понимании, но и свободу мысли, которая означает одинаковое отношение к религиозной вере и неверию, а также обеспечение доступа к знаниям, позволяющим критически относиться к различным догматическим и целостным идеологическим системам».

Под «светским», в Российском законодательстве понимается независимость общественной жизни от религиозных институтов. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: "Российская федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

Включается ли в понятие «светскости» принцип отделения церкви от государства или лишь нейтральность и «равноудаленность» государства от религиозных объединений? Правомочно противопоставление светский - тоталитарный в той же степени, что и светский - духовный? Каковы существенные признаки светскости государства, образования?

Как отмечает С.А. Мозговой, в статье «Светское как мировоззренчески нейтральное», в юридической практике, понятия «светское» и «секулярное» употребляются как синонимы, и между ними ставится знак тождества. Объясняется это буквальной трактовкой латинского secularis как «светский», т.е. мирской, нецерковный. Современная трактовка «светскости» наряду с последовательным отстаиванием принципа отделения религиозных объединений от государства предполагает связь с такими конституционными принципами как «свобода совести», «равенство религиозных объединений», «идеологическое многообразие».

Светское всегда секулярно (то есть, не религиозно). При этом секулярное или нерелигиозное не обязательно светское. Оно может быть антирелигиозным или атеистическим. А светское государство должно быть равноудалённым как от религии, так и атеизма. Оно позволяет им мирно сосуществовать, не затрагивая основ государственного устройства и управления и сохраняя право мировоззренческого выбора за гражданами. Светское государство обеспечивает права и свободы каждого человека независимо от его отношения к религии, с одной стороны, и не допускает использования религии в политических целях, с другой.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Метод экстремума потенциальной энергии
Применяя этот метод можно решать задачи статики, гидростатики, динамики вращательного движения, молекулярной физики и электростатики. Для решения задач на нахождение условия равновесия системы неободимо найти выражение для потенциальной энергии, продифференцировать его и, приравняв к нулю, решить о ...

Психокоррекционные группы, возможности их применения в педагогической практике
Психокоррекция может иметь индивидуальные и групповые формы. Первые предполагают работу психотерапевта и клиента один на один, а вторые -одновременную работу психотерапевта с группой клиентов. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих основных типов: 1.Т-группы (г ...

Значение участка детского сада для воспитательно-образовательной работы с детьми
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Но уже с детьми средней группы следует проводить экскурсии. Экскурсии и прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение; они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные се ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru