При использовании наглядности следует учитывать такие особенности внимания. Движущиеся объекты привлекают внимание сильнее, чем неподвижные. Эта особенность требует более широкого применения динамической наглядности по сравнению со статической (действующие модели; «динамические чертежи», реализуемые с помощью кодосколов и т. д.). Труднее сохраняется длительное слуховое сосредоточение, нежели зрительное. Поэтому любой рассказ целесообразно сопровождать показом, «вкраплением» в речь зрительных опор, «опорных сигналов», что нашло эффективное применение в методических приемах В. Ф. Шаталова. Внимание лучше сохраняет свою устойчивость при периодической смене источников информации. Отсюда вытекает требование фрагментарно демонстрировать наглядность. Хотя зрительное сосредоточение продолжительнее, чем слуховое, преподавателю нельзя рассчитывать на то, что учащиеся сохранят внимание во время просмотра кинофильмов, слайдов, опытов и т. п., если демонстрация длится непрерывно весь урок. Именно поэтому целесообразно показ совмещать с рассказом, не допускать длительного пассивного созерцания, а чередовать просмотр с другими видами деятельности. Так, неплохой эффект дает комментирование, сопровождающее показ чего-либо или демонстрацию опытов. Комментирование может быть опережающим (словесная информация предшествует зрительной), запаздывающим (показ, затем комментарий) и синхронным. Хорошо, если комментирование осуществляют сами учащиеся.
Владеть и управлять вниманием обучаемых означает, во-первых, уметь отличать кажущуюся внимательность от действительной, кажущуюся невнимательность от действительной; во-вторых, обладать способностью обеспечивать концентрацию и устойчивость внимания в течение требуемого времени; в-третьих, уметь в соответствии с учебными ситуациями распределять его и переключать. Реализация перечисленных психолого-педагогических задач возможна лишь в том случае, если преподаватель в достаточной мере будет знаком со свойствами (характеристиками) внимания определенных возрастных групп учащихся.
Устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте. В зависимости от этого качества различают устойчивое и неустойчивое внимание. Способствуют устойчивости внимания следующие факторы: интерес учащихся к учебному материалу или учебно-познавательной
Внимание может переключаться быстро и медленно. Механизм переключения срабатывает автоматически (наступает отвлечение внимания) при определенном уровне усталости тех или иных органов чувств. Быстрым самопроизвольным переключением и отличается неустойчивое внимание от устойчивого. Однако умение быстро переключать внимание крайне важно для ряда профессий, в том числе и для педагога. Особенно необходима способность к переключению внимания в сочетании с большой его устойчивостью при решении теоретических и практических задач. На начальном этапе решения в центре внимания учащегося находится неизвестное. Затем в ходе анализа взаимосвязей между неизвестными и известными данными происходит многократное переключение внимания на новые промежуточные неизвестные. При этом чем оперативнее происходит переключение внимания в ходе этой аналитико-синтетической деятельности, тем быстрее будут обнаружены возможные пути решения. Обучая учащихся умению решать задачи, преподаватель должен постоянно формировать способность к оперативному переключению внимания.
Информация по теме:
Особенности методической системы обучения физике студентов высших учебных
заведений технического профиля и основные требования к ней
Фундаментальность физического образования предполагает, что в высших технических учебных заведениях знания, сформированные у студентов на занятиях по физике, являются фундаментальной базой для изучения общетехнических и специальных дисциплин, освоения новой техники и технологий. Содержание курса фи ...
Анализ программы развития городской системы образования
Новое качество образования – главная цель реформирования современной школы. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов обучения и воспитания, организация образовательного процесса в соответствии с возрастающими традициями или переход в инновационный режим развития – ...
Уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста со
стертой дизартрией и в норме
По результатам выполнения заданий каждым ребенком были получены индивидуальные и среднегрупповые значения экспериментальной (приложение 1) и контрольной групп (приложение 3). Качественно-количественный анализ выполнения заданий представлен следующим образом. Анализ результатов, полученных в ходе вы ...