Развивается наглядно-действенное мышление. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.
Основным фактором развития всех психических познавательных процессов является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.
Первичное соподчинение мотивов, возникающее в начале дошкольного периода, развивается в направлении формирования самого механизма соподчинения и усвоения ребенком новых, более высоких мотивов деятельности. Появляются доминирующие установки: у одних престижные (эгоистичные), у других – альтруистические, у третьих – направленные на достижение успеха.
Происходящие изменения потребностей в общении протекают в атмосфере коренной перестройки взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Зарождение потребности в автономии, признании и уважении проявляется в реакциях негативизма и упрямства. Достаточное удовлетворение этих потребностей на этом этапе способствует дальнейшему формированию у ребенка глобального чувства самоуважения – одной из фундаментальных потребностей человека.
Характерной особенностью рассматриваемого возрастного периода является также постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленного на достижение. При этом данные различных исследований показывают, что заложенный в этом возрасте социальный опыт во многом предопределяет будущее такого поведения. Приблизительно в 5-6 лет можно говорить также о начале проявления у детей тендерных и индивидуальных различий в мотивации достижения.
Параллельно с познанием окружающего мира продолжается у ребенка в раннем детстве познание самого себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Ребенок осознает свои желания и действия, которые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих. В связи с этим, на этом этапе развития ребенка особенно важно проводить занятия по воспитанию культуры поведения
Основным условием для успешного развития Я-концепции ребенка на этом этапе личностного развития является, как подчеркивал К. Роджерс, удовлетворение его потребности в позитивном внимании.
Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития.
По мнению некоторых исследователей (Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н. Ф) взаимоотношения детей-шестилеток со взрослыми и сверстниками усложняются. В исследованиях М.И. Лисиной и ее сотрудников было установлено, что из различных видов общения ребенка со взрослыми (деловых, познавательных, личностных) в 6 лет преобладает - личностное общение. Анализ мотивов общения у шестилеток "показывает, что их потребность в беседах на личные темы со взрослыми значительно больше, чем в возрасте 7 - ми лет. Развитие мотивов общения обеспечивает им относительно глубокое и богатое знание о свойствах окружающих взрослых. Кроме того, общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности. Именно поэтому, при воспитании поведения детей 5-6 лет педагогическая оценка, оценка воспитателя играет большую роль.
В соответствии с программой воспитания в детском саду дети этого возраста занимаются и учебной деятельностью, в результате чего они учатся понимать задачу, которую ставит перед ними воспитатель, овладевают некоторыми навыками и умениями ее выполнения.
Важным компонентом учебной деятельности является самооценка. У шестилеток она только начинает развиваться. Умение оценить результаты своей деятельности формируется не только в учебной, но и в других видах деятельности. Это в первую очередь относится к лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Ребенок этого возраста способен сравнить свою работу с работой других, видит свои удачи и промахи, задумывается, как можно выполнить работу на более высоком уровне, лучше.
Информация по теме:
Особенности развития сюжетно-ролевой игры в среднем
дошкольном возрасте
В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Пед ...
Этиология, симптоматика и механизмы дизартрии
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. [54; 73с.] В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети, нарушения речи которых схожи с проявлениями сложных форм дислалии, но с более дли ...
Место темы «Настройка анимации в мультимедиа
презентации» в школьном курсе информатики
Одной из наиболее заметных тенденций в развитии школьной информатики является увеличение места информационных технологий в ее содержании. В первых школьных учебниках информатики сведения о прикладных средствах современных информационных технологий в основном носили краткий описательный характер. В ...