Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Педагогика » Обучение словообразованию детей дошкольного возраста со стертой дизартрией » Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Страница 2

Л.В. Лопатина указывает, что в процессе образования новых слов дети со стертой дизартрией могут не принимать словообразовательную задачу, что выражается в разных проявлениях: от полного отказа выполнять задание до неадекватных замен возможного производного слова на готовую лексему.

Достаточно часто, отмечает Е.Ф. Соботович, производную форму слов дети со стертой дизартрией заменяют на развернутое ситуативное высказывание [35]. В тех случаях, когда дошкольники со стертой дизартрией предпринимают попытки образовать производные слова, то специфически нарушаются все интегративные словообразовательные операции.

Так, при выборе производящей основы для будущего слова большинство детей со стертой дизартрией, согласно исследованиям Р.Е. Левиной, останавливались на наиболее значимой для них части речи, т.е. на существительных.

В большинстве случаев нарушается операция нахождения словообразовательного аффикса, соответствующего заданной модели слова. Причем, если дети с нормальным речевым развитием склонны замещать «функциональные элементы» (в терминологии Д. Слобина) внутри «требуемого функционального класса или подкатегории», то у дошкольников со стертой дизартрией эти ограничения не соблюдаются. Иллюстрацией, согласно исследованиям Р.Е. Левиной, этому служат образования типа «мойчик» (мойщик), «грибичек» (грибник), «стройка» (строитель) и т.д.

Для методики обучения словообразованию важен вывод о необходимости особого внимания к формированию в дошкольном возрасте средств и способов словообразования. В словообразовании детей со стертой дизартрией подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончание, приставки, суффиксы). Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница, хлебница), направление движения (ехал – поехал - выехал).

Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной и школе группе начинает складываться знание норм словообразования.

Дидактические игры – эффективный способ овладения детьми различных способов словообразования. Так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводится как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре четко определяются программное содержание. Например, в игре «Кто ушел, кто пришел» закрепляется правильное употребление наименование животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко проводить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

При формировании словообразования у детей со стертой дизартрией, как отмечают Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, основное внимание необходимо уделять организации продуктивных словообразовательных моделей. После их закрепления можно переходить к работе над словообразованием моделей менее продуктивных, а затем и непродуктивных. Например, при образовании уменьшительно-ласкательных существительных продуктивными суффиксами являются -ик- (домик, носик), -чик- (шкафчик, блинчик), -к- (лапка, шубка), менее продуктивными - -оньк- (березонька, яблонька), -еньк- (Мишенька, рученька), непродуктивными - -иц- (лужица, рощица), -ец- (морозец, письмецо), -ц- (зеркальце, одеяльце). Для формирования и закрепления моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием): сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что в них общего по значению и звучанию, выделяется общая морфема и уточняется ее значение. Например, дети сравнивают слова домик, носик, кустик, листик. Эти слова похожи тем, что обозначают маленький предмет (называют предмет ласково) и одинаково оканчиваются на -ик-. Значит, эта частичка (суффикс) имеет уменьшительно-ласкательное значение.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями интеллектуального развития
Дети с нарушениями интеллектуального развития характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания. Так ...

Психокоррекционные группы, возможности их применения в педагогической практике
Психокоррекция может иметь индивидуальные и групповые формы. Первые предполагают работу психотерапевта и клиента один на один, а вторые -одновременную работу психотерапевта с группой клиентов. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих основных типов: 1.Т-группы (г ...

Формирование умений в процессе обучения истории
Формировать – значит образовывать, составлять, организовывать, порождать. Мы придерживаемся того мнения, что формирование – это процесс, в ходе которого происходит создание чего-то нового на основе имеющихся качеств личности как генезисного характера, так и приобретенного. В трудах ученых по пробле ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru