Уровни развития у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента.
Уровни развития креатив-ности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента | |||||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
Низкий |
2 |
20 |
0 |
0 |
3 |
20 |
2 |
20 |
Средний |
6 |
60 |
2 |
20 |
5 |
50 |
4 |
40 |
Высокий |
2 |
20 |
8 |
80 |
2 |
20 |
4 |
40 |
Контрольный эксперимент позволил прийти к выводу о том, что в игре у старших дошкольников необходимо использовать проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма).
В результате подтвердилось наше предположение о том, что развитие творческих способностей у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:
1) создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
2) гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства ею;
3) специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игровой деятельности.
В теоретических исследованиях о развитии креативности у старших дошкольников в игре мы опирались на следующие положения: креативность связана с развитием личности и интеллекта, воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л.С.Выготского, центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.
Игра может рассматриваться и как условие развития творческих способностей. Хотя достаточным условием она становится тогда, когда взрослый осуществляет педагогическое руководство, создает эмоционально – положительную обстановку, не разрушает инициативу и свободу выбора ребенка.
Для педагогического руководства в игре в целях развития творчества ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают использовать специальные методы, необходимые для развития креативности: метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянд и ассоциаций.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предложить. Что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создать следующие условия:
Создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада.
Гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководств воспитателя.
Специальная работа, проводимая взрослым, по развитию творческих
способностей старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре.
Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно – экспериментальное обследование:
На констатирующем этапе исследования мы выявили особенности проявления творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; выяснили условия, используемые педагогом в работе по развитию креативности.
На основании проведенных наблюдений, а также организации специальной, продуктивной деятельности было определено три уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста: 1 уровень (низкий), 2 уровень (средний), 3 уровень (высокий). Нами был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников низкого уровня развития креативности, что связано с отсутствием специальной работы по организации "творческой" среды.
Информация по теме:
Воображение в структуре
познавательной деятельности
Современная психология определяет воображение как психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают несколько видов воображения. В зависимости от наличия волевого регул ...
Понятие технологии
На практике теория воспитания осуществляется с помощью технологии (методики). Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» — искусство, мастерство, ремесло и «логос» — наука. В производственном процессе современная воспитательная технология — это систем ...
Роль инноваций в развитии школы
После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, ...