Мотивационная составляющая модели объединяет в себе две точки приложения усилий мотивационную сферу представителей педагогического коллектива и мотивационную сферу подростка.
Третий этап (содержательно-процессуальный) содержит набор практических действий по осуществлению процесса психолого-педагогического сопровождения воспитанников СВУ, склонных к девиантному поведению. Во временном отношении этот блок самый продолжительный.
Первым структурным компонентом данного этапа является ориентировочная составляющая. Здесь определяются смысл и содержание предстоящей работы, вырабатывается общий подход, определяются роли и профессиональные позиции относительно конкретного суворовца, происходит распределение функциональных обязанностей между субъектами образовательного процесса, имеющими непосредственное отношение к данному обучающемуся. Вырабатывается концепция психолого-педагогического сопровождения, конкретизируются требования к социальной среде в условиях СВУ.
Содержательный компонент включает конкретное содержание психолого-педагогического содействия по наиболее важным аспектам военно-профессиональному, общественному, коммуникативному, личностному. На этом этапе конкретизируются структурные элементы сопровождения относительно конкретной ситуации. На практике данный этап реализуется при помощи соответствующей программы психолого-педагогического сопровождения, разработанной для конкретного воспитуемого.
В процессуальном компоненте третьего этапа нами выделено два направления: создание особой образовательной среды и реализация содержания психолого-педагогического сопровождения.
Под особой образовательной средой училища нами понимается специально созданная сообразно с целями сложная и неоднозначная совокупность макрои микроусловий организации жизнедеятельности суворовцев, склонных к девиантному поведению, направленная на успешную развитие полноценной личности. Особая образовательная среда, по нашему мнению, это среда, обеспечивающая устойчивое чувство комфорта и удовлетворенности от результатов взаимодействия учащегося СВУ с профессиональноориентированным образовательным пространством и его субъектами в процессе жизнедеятельности в училище.
Четвертый этап (результативно-оценочный) завершает процесс психологопедагогического сопровождения. Он позволяет сделать выводы о достижении ожидаемых результатов деятельности педагогического коллектива училища. Данный блок включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Подведение итогов может послужить основой для последующей работы.
Обобщение вышеизложенного позволяет выделить основные направления психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков в условиях СВУ:
1. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса СВУ по проблеме девиантного поведения воспитанников система мер, позволяющих повысить адаптационные возможности обучающихся, обеспечить психологически грамотный подход к воспитанию, обучению, развитию со стороны педагогов и родителей.
2. Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием система мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности ребенка; мониторинг и анализ развивающего характера и безопасности образовательной среды, эффективности дополнительных образовательных программ, уровня развития и социально-психологической компетентности учащихся.
3. Психолого-педагогическое проектирование система мероприятий, связанных с реализацией психологической составляющей в образовательном проектировании, которая призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье участников образовательного процесса, обеспечить обучение,воспитание и развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям.
4. Психолого-педагогическая экспертиза система мероприятий, предусматривающих оценку соответствия образовательной среды СВУ (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов) поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности специалистов СВУ в контексте проблемы девиантного поведения.
5. Оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса система мероприятий, направленных на преодоление п с ихол о го-педагогических проблем участников образовательного процесса (психологическое просвещение и консультирование, психологическая профилактика, диагностика, коррекция и развитие, профессиональная ориентация).
Информация по теме:
Активизация учебной деятельности и проблемная ситуация. Понятие активизации
учебной деятельности
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами след ...
Создание предметно-развивающей игровой среды и организация развивающих игр
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития, осуществления личностного подхода к детям при обучении. Решение этих задач невозможно без создан ...
Особенности реализации принципов обучения младших школьников
английскому зыку
Под принципами обучения понимаются исходные положения, которые определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поскольку результатом обучения учащихся английскому языку является формирование у них умения и навыков пользования языком к ...