Предмет «Обществознание»

Обществознание - в РФ учебный предмет в старших классах средней школы, на старших курсах средних специальных учебных заведений.

Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве, и должно было привить учащимся цельное марксистское мировоззрение, понимание революционного характера социалистического строительства и подготовить к непосредственному участию в нем. В середине 30-х гг. Обществоведение как учебный предмет было упразднено. Вновь введено по пост. ЦК КПСС с 1962/63 учебного года, однако школьная практика выявила низкую эффективность этого предмета с точки зрения образовательно-воспитательных задач. Преподавание курса давало результаты, противоположные ожидаемым: сопоставляя информацию, полученную на уроках, с действительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, которое нередко переносилось и на все идейные основы советского государства и общества.

Во 2-й пол. 80-х гг. в СССР началось переосмысление предмета с учётом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизации обществ, жизни и утверждения гласности. Опыт разработки качественно нового учебного предмета показал его целесообразность как синтеза курсов истории, права и собственно обществознания, при этом возможны различные варианты интеграции учебного материала и его сочетания с другими учебными курсами. При определении содержания курса приоритет отдаётся социальным потребностям человека, живущего в реорганизующемся обществе. Важнейшими в курсе выступают юридические, этические, экономические и экологические проблемы.

Вклад обществознания в формирование правовой культуры учащихся и их гражданской ответственности в настоящее время достаточно весомый.

Курс включает темы, как правило, комплексно раскрываемые в ходе изучения: человек, политика, экономика (труд, профессия); мораль, государство и право; знания о религиях; интернационализм и патриотизм, защита Родины; семья; бережное отношение к природе; культура; воспитание в духе мира; физическое здоровье.

Воспитательное значение «Обществознания» заключается в возможности достижения органической связи между приобретением учащимся знаний о человеке, обществе, формированием личности. Реализация воспитательной возможностей курса связана с решением основных задач:

1) сообщением всей учебно-воспитательной работе характера деятельности, направленной на развитие способностей учащихся к самостоятельному осознанию человеческого общества и себя как развивающейся личности в этом обществе;

2) обеспечением максимального соответствия изучаемого материала реальным динамичным обществ, процессам, отражающим противоречивый характер хода преобразования общества;

3) диалектические связи изучаемого материала с конкретной практикой учащихся, их деятельностью в различных сферах обществ, жизни.

В результате решения этих задач создаются предпосылки для выработки у школьников мотивов общественной деятельности, соответствующих общественным мотивам, и личностных потребностей, отвечающих обществ, потребностям, т.е. закладываются основы гражданственности личности, реализуются важнейшие целевые установки гражданского воспитания.

Гражданственность и нравственность самого учителя определяют эффективность всего труда по реализации курса в школе. Ведущей частью педагогического мастерства - умение создавать предпосылки для возникновения нравственных отношений в процессе взаимодействия учащихся.

Кроме того, система внеклассной, внешкольной работы по курсу «Обществознание» позволяет в привлекательных для учащегося формах не только познавать окружающую действительность, но и становиться активным субъектом процесса преобразования этой действительности. Такой деятельностью может стать участие школьников в актах милосердия (в детских домах, домах для престарелых и инвалидов и т.д.), в работе по благоустройству, по реставрации памятников архитектуры и т.д.

Информация по теме:

Использование традиций костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии
В качестве базисной основы содержания трудового обучения в начальных классах средних школ взято ознакомление с декоративно-прикладным творчеством своего народа. Народное искусство открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, ...

Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...

Функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике
Очень часто под знаниями понимается осознанно воспринятая человеком и фиксированная в его памяти информация об объективной действительности. Однако в такой трактовке знания являются продуктом субъект-объектного взаимодействия. Более емким представляется определение Ж. Пиаже, уделявшего много вниман ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru