Предмет «Обществознание»

Обществознание - в РФ учебный предмет в старших классах средней школы, на старших курсах средних специальных учебных заведений.

Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве, и должно было привить учащимся цельное марксистское мировоззрение, понимание революционного характера социалистического строительства и подготовить к непосредственному участию в нем. В середине 30-х гг. Обществоведение как учебный предмет было упразднено. Вновь введено по пост. ЦК КПСС с 1962/63 учебного года, однако школьная практика выявила низкую эффективность этого предмета с точки зрения образовательно-воспитательных задач. Преподавание курса давало результаты, противоположные ожидаемым: сопоставляя информацию, полученную на уроках, с действительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, которое нередко переносилось и на все идейные основы советского государства и общества.

Во 2-й пол. 80-х гг. в СССР началось переосмысление предмета с учётом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизации обществ, жизни и утверждения гласности. Опыт разработки качественно нового учебного предмета показал его целесообразность как синтеза курсов истории, права и собственно обществознания, при этом возможны различные варианты интеграции учебного материала и его сочетания с другими учебными курсами. При определении содержания курса приоритет отдаётся социальным потребностям человека, живущего в реорганизующемся обществе. Важнейшими в курсе выступают юридические, этические, экономические и экологические проблемы.

Вклад обществознания в формирование правовой культуры учащихся и их гражданской ответственности в настоящее время достаточно весомый.

Курс включает темы, как правило, комплексно раскрываемые в ходе изучения: человек, политика, экономика (труд, профессия); мораль, государство и право; знания о религиях; интернационализм и патриотизм, защита Родины; семья; бережное отношение к природе; культура; воспитание в духе мира; физическое здоровье.

Воспитательное значение «Обществознания» заключается в возможности достижения органической связи между приобретением учащимся знаний о человеке, обществе, формированием личности. Реализация воспитательной возможностей курса связана с решением основных задач:

1) сообщением всей учебно-воспитательной работе характера деятельности, направленной на развитие способностей учащихся к самостоятельному осознанию человеческого общества и себя как развивающейся личности в этом обществе;

2) обеспечением максимального соответствия изучаемого материала реальным динамичным обществ, процессам, отражающим противоречивый характер хода преобразования общества;

3) диалектические связи изучаемого материала с конкретной практикой учащихся, их деятельностью в различных сферах обществ, жизни.

В результате решения этих задач создаются предпосылки для выработки у школьников мотивов общественной деятельности, соответствующих общественным мотивам, и личностных потребностей, отвечающих обществ, потребностям, т.е. закладываются основы гражданственности личности, реализуются важнейшие целевые установки гражданского воспитания.

Гражданственность и нравственность самого учителя определяют эффективность всего труда по реализации курса в школе. Ведущей частью педагогического мастерства - умение создавать предпосылки для возникновения нравственных отношений в процессе взаимодействия учащихся.

Кроме того, система внеклассной, внешкольной работы по курсу «Обществознание» позволяет в привлекательных для учащегося формах не только познавать окружающую действительность, но и становиться активным субъектом процесса преобразования этой действительности. Такой деятельностью может стать участие школьников в актах милосердия (в детских домах, домах для престарелых и инвалидов и т.д.), в работе по благоустройству, по реставрации памятников архитектуры и т.д.

Информация по теме:

Сущность деловой игры
Деловая игра – это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: выполн ...

Метод экстремума потенциальной энергии
Применяя этот метод можно решать задачи статики, гидростатики, динамики вращательного движения, молекулярной физики и электростатики. Для решения задач на нахождение условия равновесия системы неободимо найти выражение для потенциальной энергии, продифференцировать его и, приравняв к нулю, решить о ...

Анатомо-физиологические и психические особенности детей среднего и старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышение физического и психического уровня развития человека. К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Высшего уровня развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru