период перестройки 1985 г. - начало 90-х. В содержании высшего образования происходит отказ от коммунистической идеологии. Образовавшийся вакуум приводит к потере ценностных ориентиров в области образования, в центре которого стали находиться конкретные, необходимые для успешного ведения профессиональной деятельности, знания, умения, навыки, а не сам человек, его устремления, интересы, личностные особенности;
- современный период – с 90-х годов ХХ века. Понимание необходимости восстановления утраченной традиции сочетания развития личности и профессионального образования. Стратегию высшего технического образования составляет соответствие личности инженера современной социокультурной ситуации, т.е. человек техногенной цивилизации становится смыслом современного инженерного образования.
Следует отметить, что в последние десятилетия наметились отрицательные тенденции снижения роли фундаментальной подготовки в инженерном образовании. Это выражается и в том, что с конца 50-х и до начала 90-х годов XX века объем курса физики в технических вузах уменьшился в среднем вдвое, в 90-е и последующие годы продолжалось его дальнейшее сокращение.
Так еще в середине ХХ А.Ф. Иоффе, уделяя огромное внимание проблеме подготовке молодых специалистов в Политехническом институте, выстроил четкую собственную концепцию преподавания курса физики в высшей технической школе, основные положения которой были им опубликованы еще в 1947 и 1951 гг. А.Ф. Иоффе был уверен, что физику нельзя считать только общеобразовательным предметом. Она должна обогащать и углублять специальное образование. По его мнению, для полноценного преподавания курса физики необходимо учитывать следующее:
-связь научно-исследовательской тематики кафедры физики со спецификой вуза, что привлечет к ней интерес технических кафедр и обеспечит приток аспирантов и оборудования;
- курс и учебник физики приспособить к профилю вуза или специальностей; согласовывать материал с техническими кафедрами, удовлетворять их запросы, но и давать знания по всем разделам физики, тем более актуальным в данный момент;
- кроме общего курса физики должны быть и спецкурсы, согласованные с задачами втуза; лекционный курс (порядка 120 ч) необходимо удвоить.
Изучая процесс взаимодействия физики и технического образования, целесообразно акцентировать внимание на трудах знаменитого физика и педагога советского периода И.В. Савельева. С именем И.В. Савельева связана целая эпоха в преподавании физики в технических вузах нашей страны. Он является создателем и главой оригинальной педагогической школы, фундамент которой – его широко известный трехтомный учебник по курсу общей физики для втузов. Успехи российских специалистов в области физических и технических наук в немалой степени обусловлены тем, что десятки тысяч студентов изучали общую физику по учебнику И. В. Савельева. Педагогическую деятельность в МИФИ И. В. Савельев начал в 1952 г. Под руководством и при непосредственном участии И. В. Савельева на базе факультета экспериментальной и теоретической физики МИФИ был создан факультет повышения квалификации преподавателей физики вузов. Написанный им трехтомный «Курс общей физики» для технических вузов с расширенной программой только на русском языке издавался 9 раз общим тиражом более 4 млн экземпляров.
Информация по теме:
Особенности развития творческого воображения в дошкольном детстве
Цель данной квалификационной работы – изучить особенности восприятия произведений изобразительного творчества младшими дошкольниками путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов. Почему исследователей интересует механизм восприятия детьми произведений художественного творчества ? П ...
Понятие имиджа
Имидж – явление многогранное и сложное, затрагивающее многие сферы жизни современного социума, чья сущность, закономерности и механизмы формирования до сих пор четко не определены. Недостаточная проработанность, неопределенность имиджа как конструкта актуализирует потребность в теоретико-методологи ...
Метод экстремума потенциальной энергии
Применяя этот метод можно решать задачи статики, гидростатики, динамики вращательного движения, молекулярной физики и электростатики. Для решения задач на нахождение условия равновесия системы неободимо найти выражение для потенциальной энергии, продифференцировать его и, приравняв к нулю, решить о ...