Для описания свойств веществ используются образы, ассоциации, жизненный опыт учащихся. Так, электропроводность твердого вещества, раствора или расплава обозначена отклоняющейся стрелкой гальванометра, для диэлектриков изображение гальванометра перечеркнуто; летучесть веществ отмечена рисунком воздушных шаров, пластичность и блеск металлов — изображением подковы и золоченого купола церкви (запись мм» напоминает слова учителя о том, что золото можно прокатывать в фольгу такой толщины), прочность некоторых веществ с атомной кристаллической решеткой — изображением кирпичной кладки.
Глядя на ОС, ребята сами могут сказать, что из молекул (мельчайших нейтральных частиц вещества, участвующих как единое целое в тепловом движении) состоят только вещества с молекулярным типом кристаллической решетки, в узлах которой находятся отдельные молекулы или их ассоциаты. Для остальных веществ весь кристалл в целом является единой гигантской макромолекулой.
По нему же можно проводить актуализацию знаний о кристаллических решетках перед изучением темы «Металлы», и далее весь ОС будет полезен при заключительном повторении и обобщений курса химии. Способы выполнения ОС могут быть различными. Их выбирает учитель по своему усмотрению: в виде рисунка на сдвоенном листе ватмана, откидном крыле доски или кодопленке.
В целях активизации мышления учащихся полезно вовлечь их в процесс создания обобщающего ОС. На первом этапе для этого целесообразно использовать предварительно выполненные на отдельных листах (или кодопленках) готовые блоки, которые на глазах учащихся и с их помощью можно скомпоновать в опорный плакат на магнитной или фланелевой доске. При этом осмысливаются логические связи между разделами темы. В дальнейшем можно поручить учащимся не только компоновать ОС из готовых блоков, но и составлять их. Например, предложить в качестве домашнего задания обобщить материал одного или нескольких уроков в виде небольшой схемы. Наиболее удачные работы полезно обсудить в классе и использовать их впоследствии при составлении обобщающего ОС.
Опорные схемы (конспекты) и особенно совместное конструирование их с учащимися способствуют выработке у них навыков обобщения и логического мышления, знания становятся более осмысленными, прочными.
Информация по теме:
Интересные
факты
В Оксфордском университете, в Кларендонской лаборатории, имеется электрический колокольчик, который непрерывно звонит с 1840 года. В нём используются силы электростатического притяжения, поэтому для поддержания работы тратится очень небольшое количество энергии. Сухие элементы питания для колокольч ...
Использование литературы на уроках музыки
Не большой экскурс в суть этих двух видов искусств – литературы и музыки, позволяет сделать выводы о взаимосвязи между ними, заключающимися, как минимум, в следующем: • в единстве возникновения: один источник – звук; • в общности средств выразительности: громкость (динамика), темп, тембр, ритм, жан ...
Информатика в начальных классах
Из пояснительной записки «Федерального компонента государственного стандарта общего образования», принятого Приказом МОРФ от 5 марта 2004 г. № 1089: «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с 3 класса как учебн ...