На наш взгляд, представляет интерес и работа группы авторов; А.И. Голубева, Г.Н. Голубевой, В.Б. Абрамович, Б.М. Иванова (1989), в которой была предложена модель круговой тренировки в физическом воспитании школьников, где были предусмотрены наряду с динамическими и статические напряжения. Известно немало работ, в которых рассматривалась возможность применения статических упражнений в спортивной подготовке детей и подростков (М.А.Бабасян (1971); В.С.Бегидов (1989); Н.Г.Кулик (1967); Б.Ф.Курдюков (1994); В.И.Стадник (1992) и др.).
В то же время мы не обнаружили каких-либо обоснованных работ, доказывающих неправомерность применения статических напряжений в физическом воспитании школьников как фактора отрицательного влияния на их здоровье и физическое развитие. Нет убедительных аргументов отрицающих возможность использования доступных отягощений в силовой подготовке школьников детского и подросткового возраста. Имеющиеся научные данные позволяют говорить об обратном: дозированные отягощения динамического и статического характера положительно влияют как на физическое развитие подростков и юношей, так и на их функциональное состояние, в частности сердечно-сосудистой системы.
Так, например, исследования Р.А. Шабунина и И.В. Павловой (1975) показали, что статическое напряжение в 1/3 и 1/2 от максимального результата, выполняемое без задержки дыхания, приводит к выраженному улучшению функционирования нервно-мышечного аппарата, дыхания и сердечно-сосудистой системы. Авторы также установили, что мышечная сила при статическом напряжении с возрастом увеличивалась на фоне уменьшения величины биоэлектрической активности мышц. Вышеприведённые факты подтверждаются в научных работах Л.С. Дворкина, Н.И.Младенова (1992).
О необходимости развития силы с применением статических напряжений говорил Д. Харре (1971). Из различных форм статической силовой подготовки автор предлагает использовать функциональные статические напряжения. В этом случае нагрузка создаётся сопротивлением динамометра, посторонним весом (штанга, скользящая в станке), собственным весом (удержание креста), эластичной тягой (удержание растянутого резинового шнура) и т.п. По мнению Д. Харре, выполнение статических напряжений помогает нервно-мышечному аппарату настроиться на соответствующую интенсивность раздражения. Статические упражнения также предохраняют мышцы от повреждений.
Одной из проблем применения статических напряжений в силовой подготовке подростков и юношей является их дозирование. Ряд специалистов предлагает применять статические напряжения с максимальным усилием, продолжительностью 5-6 с и задержкой дыхания (С.М.Толмачев, 1992). По мнению В.П. Филина, В.С. Топчияна, П.3. Сириса (1968), применение статических напряжений длительностью до 5 с. оказывает положительное влияние на развитие основных физических качеств у юных легкоатлетов (силы, быстроты и выносливости). Кроме того, авторы установили, что статические напряжения мощностью в 50 или 70% от максимального также дают хорошие спортивные результаты.
Вопрос о применении отягощении для развития силы в детском, подростковом и юношеском возрасте, тем более при статических напряжениях, не находят единодушной поддержки среди специалистов. Так, в ряде научных работ, связанных с изучением физических качеств школьников, рекомендуется развивать силу различными упражнениями без отягощений или с отягощениями весьма малого веса (А.Н.Воробьев, 1981; Л.С.Дворкин, 1992 и др.). Так, определяя оптимальный вес отягощений для развития силы у школьников-спортсменов, А. В. Казарян, (1975) делает вывод о недопустимости применения максимальных по величине отягощении в тренировке 15-16-летних подростков. В то же время В.П. Филин, 1968 достаточно убедительно доказал, что занятия с умеренными отягощениями способствуют неуклонному росту становой силы. В возрасте от 13 до 18 лет она увеличивается на 50%, достигая к 17-18 годам показателей взрослых. Особенно интенсивно становая сила увеличивается между 13-14 и 14-15 годами.
Информация по теме:
Экспериментальное исследование физической подготовленности школьников с
нарушением интеллекта
Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации системы физического воспитания и оздоровления учащихся, является систематическое наблюдение (педагогическая диагностика и мониторинг) за состоянием и сдвигами (динамикой) показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемой ими ...
Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей
старшего дошкольного возраста
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет пои ...
Общая характеристика пространственного
мышления
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных д ...